В чем заключается идея применение фреймового подхода в обучении? Психология говорит о том, что знания, которые мы получаем, усваиваются и хранятся в долговременной памяти в сжатом виде, в виде фреймов (дословно, фрейм переводится как каркас, структура, система, рама). Если информация в нашей голове хранится в памяти посредством фреймов, то и представлять сами знания в процессе обучения необходимо тоже в виде фреймов. Это главный принцип фреймовой технологии обучения. Для наглядности рассмотрим пример общей схемы фрейм‐рамки на уроках гуманитарного цикла:
Каким образом реализуется «фреймовый подход»? При представлении знаний в виде фреймов учебный материал структурируется определенным образом в специально организованной последовательности. Информация преподносится в «сжатом виде», компактно.
Почему стоит использовать фреймовый подход? 5 причин
Если вы будете предоставлять ученикам информацию в виде фреймов (разнообразные таблицы, схемы, графики) — это даст дополнительные возможности в плане более глубокого понимания темы и подведет учащихся к созданию собственного продукта устной речи на основе полученной информации. Почему все-таки стоит ввести фреймовый подход?
1. Компактная форма подачи. Учебный материал подается в сжатом виде и занимает объем меньше, чем классический конспект. Ученик может только взглянуть на фрейм и уже ухватить основную идею и проблему темы/текста.
2. Четкая структура. Вся информация предоставляется в виде блоков, которые соединены между собой логическими связями.
3. Практичность. Фреймовый способ дает возможность представить весь необходимый материал, не перегружая его при этом детальным описанием связей и отношений.
4. Активность. Фреймы не только являются одним из способов представления текста, но и активизируют мыслительные процессы учеников, побуждая их интерпретировать увиденный материал и создавать собственный продукт устной речи.
5. Открытость. Фреймовую модель можно при необходимости дополнять новой информацией.
Где использовать фреймовую модель
1. Фрейм можно составлять при изучении нового материала.
2. Для закрепления темы, чтобы обобщить и структурировать изученный материал.
3. При подготовке к сдаче ЕГЭ, ОГЭ, ВПР. Фреймы помогут ученикам быстро запомнить большой объем информации.
4. В качестве творческого задания. Ученикам можно предложить своими силами разработать фрейм, после чего провести его «защиту» в виде небольшого проекта.
5. Ученикам, которые отстают от остального класса, можно дать задания по восстановлению основных моментов фрейма.
Для использования фреймов на занятиях вы сами должны уметь видеть материал системно. Также при использовании этой технологии необходимо ясно представлять:
- какие учебные задачи вы ставите;
- какими средствами вы добьетесь реализации задач;
- какими способами вы обеспечите сжатие учебного материала;
- фрейм должен быть составлен таким образом, что обеспечивать ученикам «гимнастику ума», развивать мыслительные процессы.
Использование фреймов в процессе обучения позволяет интенсивно осваивать учебный материал в ограниченные сроки, что особенно актуально в дистанционном режиме.
Еще больше полезной информации для педагогов о дистанционном обучении на канале ЖП! Ставьте лайки и подписывайтесь ❤️