Разведчик Александр Козлов родился 16 августа 1921 ( станица Александровская, Ставропольский край) был награжден немецким Железным крестом и советским орденом Красного Знамени, и полвека вынужден был доказывать, что он не предатель.
В 1941 году, будучи лейтенантом РККА, попал в окружение под Вязьмой и присоединился к партизанам. В 1942 году вместе с беременной супругой попал в плен к немцам, которые, оставив жену и ребёнка в заложниках, вынудили Козлова стать агентом разведцентра «Абверкоманды-103», которая имела позывной «Сатурн». В годы войны фашистский разведцентр «Сатурн» в Борисове, куда Козлов был назначен немецким командованием на должность преподавателя, работал во вред Германии – этот человек сумел поставить часть агентурной сети разведшколы абвера на службу советской контрразведке.
В 1942 году А. Козлов закончил разведшколу «Сатурн» и в 1943-м заброшен с заданием в тыл советских войск в форме капитана РККА. В СССР он сразу же сдался в контрразведку, где был перевербован Главным управлением «Смерш». Козлов сумел не просто вернуться в «Абверкоманду-103», но и дослужился до должности начальника учебной части разведцентра в звании капитана «Абвера». Успешно вербовал немецких агентов, готовившихся для заброски в советский тыл. Пользуясь своим положением в разведшколе, Козлов под различными предлогами отчислял из школы наиболее антисоветски настроенных курсантов, которых возвращали в концлагеря.
В Главном управлении контрразведки СМЕРШ решено было начать операцию с его непосредственным участием. В задачу Козлова входило сообщать сведения о заброшенных агентах и заниматься их перевербовкой.
– Нашей контрразведке я пришелся как нельзя более кстати, – рассказывает Александр Козлов. – Внедрить в немецкую разведшколу своего агента было практически невозможно, потому что немцы сами производили отбор из числа пленных.
Переход через линию фронта к «своим» закончился благополучно. В конце июля 1943 года «Меньшиков» докладывал командованию разведшколы о выполнении задания в советском тылу. За него Козлов получил серебряную медаль «За храбрость» и должность заместителя начальника «Сатурна» по учебной работе. Теперь он фактически свел насмарку деятельность «Сатурна», перевербовав семь агентов и своевременно сообщив о десятках других в Москву, что позволило Центру подсовывать им правдоподобную дезинформацию, которой руководство абвера длительное время потчевало армейское командование, так ничего и не заподозрив. За время «работы» в Борисовской разведшколе Александр Козлов также собрал данные на 29 официальных сотрудников и 57 агентов разведывательных органов, добивался отчисления из разведшколы наиболее способных и преданных фашистам агентов, а слабо подготовленных направлял в тыл Красной армии.
В 1945 году А. И. Козлов попал в плен к американцам, которые передали его советской стороне. В Союзе он назвал 80 штатных сотрудников абверкоманды и многих учеников школы. Однако из-за того, что по причине совершенной секретности в личном деле А. И. Козлова не было никаких записей о его службе в разведке. Был награжден, секретно, орденом Боевого Красного знамени. В 1949 году он был осуждён за ношение секретных наград. После освобождения Козлов вернулся в родное село Александровское на Ставрополье. Кем только не работал: и пожарным, и чернорабочим, и бетонщиком.
Лишь в 1993 году в послевоенной судьбе Козлова начался поворот. Работники собеса сумели добиться предоставления справки из Московского военного трибунала, где впервые официально была признана ошибка в отношении Александра Козлова. Разведчик начал получать льготы. А в конце восьмидесятых ветеранские организации Белоруссии обратились с просьбой к Съезду народных депутатов СССР о присвоении ему звания Героя Советского Союза. Десять лет спустя губернатор Николай Кондратенко подписал ходатайство о присвоении ему звания Героя России. Ответов не последовало…
«За особые заслуги перед рейхом» руководство наградило его пятью медалями (в числе которых был и Железный крест). А на родине его ждали лагеря. Разведчик отсидел три года, потом его амнистировали и выдали справку, что с 1942 по 1945 год он находился в немецком плену. Жизнь человека была растоптана.