Спарта и Афины
Спарта
Отличительная черта Спарты
Видным среди государств, которые никогда не испытывали тирании, была Спарта, о чем отмечали еще в древности. Она была исключительной в этом и во многих других отношениях, некоторые из которых уже были отмечены: она разослала несколько колоний, только в Тарас (Тарентум, на юге Италии) в VIII веке и в доисторический период - на Эгейские острова Фера и Мелос. Он не был укреплен и никогда не был полностью синонизирован в физическом смысле. И исключительно среди греческих государств ему удалось силой подчинить себе соседа сравнительно больших размеров и удержать его на протяжении веков. Соседом была Мессения, которая потеряла свою независимость от Спарты в VIII веке и не возвращала ее до 360-х годов. Именно мессенский фактор, прежде всего, определил своеобразное развитие Спарты, так как заставил спартанцев приспособить свои институты к работе с постоянно враждебно настроенным подопечным населением.
Несмотря на военное превосходство Спарты среди греческих государств, что является основным фактом в этом отношении, развитие Спарты особенно трудно проследить. Это отчасти объясняется тем, что архаичных или классических спартанских надписей мало. Еще важнее то, что подлинной спартанской истории, написанной спартанцами, очень мало (не было ни спартанского Геродота, ни Фукидида, хотя оба человека, как и большинство греков, были глубоко очарованы Спартой). И отчасти это так, потому что - связанная с этим точка - "вымышленная традиция" была особенно активна у Спарты. Уже в V веке в других государствах встречаются "лаконизаторы" (слово происходит от "Лакония", название спартанского государства, или Lacedaemon, и означает культурное восхищение Спартой и ее учреждениями).
Спартанская традиция в европейской мысли прослеживается на протяжении веков вплоть до современности, хотя она никогда не составляла ни одного легко определяемого набора идей. В интеллектуальном мире IV в. до н.э., когда многие из наиболее значимых мифов о Спарте, казалось бы, были сфабрикованы, Спарта, главным образом под влиянием философов-идеалистов, ищущих какое-либо решение гражданского беспорядка, была фактически превращена в скороговорку для чистого сообщества, свободного от стазиса (внутренних разногласий и борьбы), с равенством землевладения и другими утопическими чертами, которых никогда не существовало ни в исторической Спарте, ни где-либо еще. В римский период Спарта превратилась в туристическую достопримечательность, место непринужденных, наполовину изобретенных ритуалов. Это был также период, когда живая легенда Спарта сознательно торговала и экспортировала фантазии о своем великом прошлом (в эллинистической Первой Книге Маккавеев можно даже найти всерьез выдвинутую идею, что евреи и спартанцы были каким-то образом родственными). Если в настоящем разделе об Афинах говорится больше, чем о Спарте, то не потому, что Афины по своей сути были важнее, а потому, что количество полезных свидетельств об этом несравненно больше.
В качестве компенсации за отсутствие доказательств о Спарте есть два пункта, имеющие кардинальное значение: чрезвычайный документ о ранней спартанской конституции и государстве, сохранившийся у греческого писателя Плутарха ("Великая Ретра"), и поэзия спартанского поэта VII века Тиртаея. Тиртей писал стихи в элегических куплетах (чередование строк гексаметра и пентаметра), предназначенных для симпозиумов. Большая ее часть носит военный характер и закрепляет хоплитовую этику в развитой форме в то время, когда Спарта и Аргос были у горла друг друга (фрагмент поэзии Тиртея, опубликованный в 1980 г., определенно опроверг современный скептицизм относительно того, могли ли Спарта и Аргос противостоять друг другу в военном отношении еще в 660-е гг.)
У Спарты было два царя, или базилик. Если верно, что в этом титуле просто обозначены наследственные дворяне с заявленными прерогативами, то изначально это был один из его менее примечательных аспектов. Странно, однако, что число два должно было быть настолько прочно закреплено. В других отношениях Спарта, вышедшая из Темного века, имела множество стандартных характеристик, таких как собрание воинов, основанное на общинном питании в "беспорядках", сиссития (система, аналогичная системе симпозиумов), а также совет старейшин. Магистраты, называемые эфорами, были уникальны для Спарты и ее ответвлений, но в формальных магистратурах нет ничего странного.
Ретра
Ретра является предполагаемым ответом Дельфийского оракула на законника Ликурга примерно в 9 или 8 веке до н.э. Ретра претендует на определение полномочий различных спартанских групп и отдельных лиц, о которых только что упоминалось. Она начинается, однако, с того, что племена должны быть "подкуплены" (или "сохранены"; греческий - это своего рода каламбур), а тучные (слово для обозначения местности) должны быть "обеднены". Значение там отчаянно затуманено, но в контексте VIII века оно должно относиться к некому политическому синоэцизму (Спарта, как было сказано, физически никогда не была синоэцирована). Племена и ожирение должны быть единицами гражданской организации. Ретра требует создания совета с царями и предусматривает проведение регулярных собраний собрания (то, что в Афинах не было засвидетельствовано до сих пор). Важнейшее заключительное положение, похоже, твердо говорит о том, что народ, или дамо, должен иметь власть. Однако всадник Ретры, связанный с царями Феопомпом и Полидором конца VIII века, говорит, что, если народ выберет криво, старейшины и цари будут распускателями. Традиционно считалось, что стихотворение Тиртея перекликается с обеими частями этого документа, как всадника, так и Ретры, но эти отношения недавно были оспорены. Конечно, в обычных реконструкциях одной критической коррумпированной строки соответствующего стихотворения есть некоторая округлость.