Фригг (произносится как «FRIG»; древнескандинавский Фригг, «Возлюбленный»), является самым высоким рангом богинь-озиров. Она жена Одина, предводитель богов и мать Балдура. Как ни странно для богини ее высокого положения, сохранившиеся первоисточники в скандинавской мифологии дают лишь редкие и случайные описания всего, что связано с ее личностью, поступками или другими атрибутами. Тем не менее, особенности, которые они обсуждают, не являются уникальными для Фригг, но вместо этого их разделяют и она, и Фрейя, богиня, принадлежащая к племенам эсов и ваниров божеств. Из этого сходства, в сочетании с взаимной эволюцией двух богинь от более ранней германской богини Фрихи, мы можем видеть, что Фригг и Фрейя были только номинально отличными фигурами к концу эпохи викингов, когда были зарегистрированы наши источники, и что эти две фигуры, которые когда-то это было то же божество, но во всем, кроме имени, оно было практически тем же персонажем. Фригг и Фрейя Подобно Фрейе, Фригг изображается как вёльва, практикующий эпоху викингов в форме норвежской магии, известной как сеидр. Seidr участвовал в определении судьбы и работе в ее структуре, чтобы добиться перемен, часто путем символического сотворения новых событий. Эта сила потенциально может быть использована для любого возможного использования, и примеры, охватывающие практически весь спектр условий жизни человека, можно найти в древнескандинавской литературе. В древнескандинавской поэме «Локасенна», после того, как Локи клеветает на Фригга, Фрейя предупреждает его, что Фригг знает судьбу всех существ, намекая на ее способность выполнять сейдр. Ткацкая деятельность Фригга, вероятно, также намекает на эту роль. Фрейя владеет перьями сокола, которые она и другой озир используют для изменения формы этой птицы, а у Фригг свой собственный набор перьев сокола, которые используются для той же цели. В эпоху викингов вёльва была странствующей страстью и колдуньей, которая путешествовала из города в город, совершая заказные действия сейдра в обмен на жилье, еду и часто другие формы компенсации. Как и у других северных евразийских шаманов, ее социальный статус был весьма неоднозначным - она, в свою очередь, превозносилась, боялась, жаждала, умиротворялась, прославлялась и презиралась.
Во время так называемого Völkerwanderung или «Миграционного периода» - примерно 400-800 г. н.э., и, следовательно, периода, который непосредственно предшествовал веку викингов - фигура, которая впоследствии стала вельвой, играла гораздо более институционально необходимую и общепризнанную роль среди германцев. племена. Одним из основных общественных институтов того времени был отряд, тесно организованное военное общество, возглавляемое вождем и его женой. Жена лидера отряда, согласно римскому историку Тациту, носила титул Веледы, и ее роль в отряде состояла в том, чтобы предсказать исход предлагаемого плана действий путем гадания и влиять на этот результат посредством более активная магия, а также подавать особую чашу ликера, которая была мощным символом как временной, так и духовной силы в периодических ритуальных праздниках отряда.
Один литературный портрет такой женщины приходит к нам из средневековой древнеанглийской эпической поэмы Беовульф, в которой рассказывается о деяниях короля Гродгара и его отряда на земле, которую мы сегодня знаем как Дания. Имя королевы Гродгара, Wealhþeow, почти наверняка является древнеанглийским эквивалентом протогерманского названия, которое Тацит латинизировал как «veleda». Описанный выше ликерный ритуал - необходим для поддержания единства отряда и его силовых структур. Стихотворение, несмотря на свою христианскую внешность, «намекает на оракульные способности королевы… Ассоциация Хротгара и Уэльского, представленная в стихотворении, является отголоском более ранней и сильной политико-богословской концепции» .
Эта «политико-богословская концепция» была основана на мифологической модели, предложенной божественной парой Фрией и Воданазом, божествами, которые впоследствии эволюционировали в Фрейю / Фригга и Одина, соответственно. Воданаз - вождь отряда, а Фриджа - его веледа.
Таким образом, в Период Миграции богиня, которая позже стала Фрейей (и Фригг), была женой бога, который позже стал Одином. Хотя это и несколько завуалировано, это в конечном счете все еще имеет место в древнескандинавской литературе. Мужа Фрейи зовут rðr, имя, которое практически идентично имени innðinn (древнескандинавская форма «Odin»). Óðr означает «экстаз, вдохновение, фурор». «Одиноч» - это просто слово Орд, в конце которого добавлена определенная мужская статья (-инн). Два имени происходят от одного и того же слова и имеют одинаковое значение.
Орд - неясный и редко упоминаемый персонаж в древнескандинавской литературе. Один отрывок, который говорит нам что-нибудь о его личности или делах - что-либо помимо перечисления его имени в связи с Фрейей - происходит из прозы Эдды, в которой говорится, что Эрд часто отсутствует в дальних поездках, и что у Фрейи часто можно встретить плачущие слезы. красного золота за его отсутствие. [10] Многие из сохранившихся историй, в которых упоминается Один, заставляют его путешествовать повсюду по Девяти мирам, и, вероятно, он чаще находится вдали от Асгарда, чем внутри него. Многие из многочисленных имен Одина ссылаются на его странствия или имена, которые, как он предполагал, скрывали его личность за границей. Таким образом, трудно видеть мужа Фрейи чем-то иным, как единственным номинально отличным продолжением Одина.
Фрейя и Фригг также обвиняются в измене своему (очевидно, обычному) мужу. Наряду с несколькими упоминаниями о распущенных сексуальных практиках Фрейи можно привести слова средневекового датского историка Саксона Грамматика, который рассказывает, что Фригг спал с рабом по крайней мере в одном случае. В Локасенне и саге Инглинга Один был изгнан из Асгарда, оставив командовать своими братьями Вили и Ве. В дополнение к руководству королевством, они также регулярно спали с Фриггом до возвращения Одина. Многие ученые пытались провести различие между Фрейей и Фриггом, утверждая, что первый более распутный и менее стойкий, чем второй, но эти истории говорят об обратном. Слово «пятница» в германских языках (включая английский) названо в честь Фрихи, протогерманской богини, которая является прародительницей Фрейи и Фригга. Ни один из других германских народов, кажется, не говорил о Фридже, как будто она была двумя богинями; Этот подход уникален для скандинавских источников. Поэтому неудивительно, что в скандинавских источниках мы находим заблуждение относительно того, какой богине этот день следует считать в качестве своего тезки. Используются как Freyjudagr (из Freyja), так и Frjádagr (из Frigg).
Имена двух богинь также особенно интересны в этом отношении. Фрейя, «Леди», это название, а не настоящее имя. Это родственное от современного немецкого слова Frau, которое используется почти так же, как английское название «Mrs.» В эпоху викингов скандинавских и исландских женщин-аристократов иногда называли фрейюр, множественное число от фрейи. [16] Между тем «Фригг» происходит от древнего корня, который означает «возлюбленный». [17] Поэтому имя Фригг связывает ее с любовью и желанием, именно с теми сферами жизни, над которыми руководит Фрейя. Здесь снова мы можем различить предельную сводимость обеих богинь друг к другу: имя одного идентично атрибутам другого, а другое имя является общим названием, а не уникальным именем.
Понятно, что в конечном итоге они - одна и та же богиня. Почему же тогда они представлены как номинально отличные в позднесерверских источниках? К сожалению, никто не знает.