Найти в Дзене
Греция

Часть 7

Можно быть более уверенным в отрицании глубоко анахроничного представления о том, что Лалантийская война свидетельствует о существовании "торговых лиг" на эту раннюю дату. Религиозные амфиктионии - это одно, а торговые лиги - совсем другое; доказательства, подобные этому, говорят о том, что ранняя торговля велась предпринимательскими аристократическими личностями, которые, несомненно, эксплуатировали свои дружеские отношения с гостями и формировали больше таких дружеских отношений во время своих путешествий. Однако верно и то, что такие индивидуумы, как правило, приезжали из районов, где пахотные земли были ограничены, и в этой степени законно говорить в общих чертах о таких районах как о районах, где население в каком-то смысле более коммерчески настроено, чем другие. Одним из примеров такого района является Леландинская равнина, исключительно хороший участок земли на особенно бесплодном и гористом, хотя и большом острове. Геродот описал одного из таких торговцев позднего архаического периода, Сострата из Эгины, человека сказочного богатства. Затем в начале 1970-х годов в Этрурии была найдена замечательная надпись - посвящение Аполлону во имя Сострата Эгинского. Это открытие показало, что источником его богатства была торговля с Этрурией и другими частями Италии. Эгина - это остров, классическое население которого, по оценкам, составляло около 40 000 человек, и который поддерживался землей, способной содержать только около 4 000 человек. Можно поссориться с первой цифрой как слишком большой, а со второй - как слишком пессимистичной (она не учитывает возможности высокоинтенсивного землепользования). Однако даже после корректировки ясно, что для жизни Эгине нужно было торговать. Неудивительно, что родной город Сострата - Эгина, включенный в число греческих общин, которым разрешено торговать в Наукратисе в фараоническом Египте; это расположение описано Геродотом, и объект был исследован археологически. Эгина была единственным участвующим городом собственно Греции, в отличие от мест в восточной части Эгейского моря.

https://clck.ru/NJAiA
https://clck.ru/NJAiA

Поздние архаические периоды

Подъем тиранов

Взаимодействие с богатыми азиатскими цивилизациями неизбежно приведет к неравенству в распределении богатства и, следовательно, к социальным конфликтам в аристократических странах Греции. Одной из функций таких институтов, как дружеские отношения с гостями, несомненно, являлось обеспечение поддержания очаровательного круга социальных и экономических привилегий. Однако эта система предполагала определенную стабильность, в то время как стремительная эскалация деятельности за рубежом в VIII веке и после него, несомненно, была разрушительной в том смысле, что она давала шанс или, по крайней мере, недовольство посторонним лицам, обладающим нужными навыками и мотивацией. Не следует думать, что концентрация богатства происходит в форме, наиболее привычной для 21 века, а именно, в виде монет. С 1951 года дата самой ранней чеканки монет довольно надежно зафиксирована примерно в 600 году до н.э.; важнейшим открытием стали раскопки и научное исследование фундаментального месторождения храма Артемиды в Эфесе в Анатолии. Первые предметы, узнаваемые как монеты, были найдены там на уровне, который большинство ученых (есть несколько сомневающихся) принимают как надежно датированный.

Монеты поступили в Грецию только в 6 веке. Однако, помимо коллекционирования драгоценных металлов в монетном виде, существовали и другие способы накопления драгоценных металлов. Золото и серебро можно обрабатывать в кубки, тарелки и вазы или просто держать в виде слитка или слитка. Невозможно обойти вниманием однозначный подтекст двух стихотворений Солона (начало VI в.) о том, что, во-первых, золото и серебро были знакомыми металлами, а во-вторых, богатство находилось теперь в руках арвистов.

Упадок аристократии

Первым государством, в котором старый аристократический орден начал распадаться, был Коринф. Бакиады использовали географическое положение Коринфа, которое было благоприятным только по сравнению с двумя уже обсуждавшимися эвбейскими городами. Подобно Халкиде, который контролировал морское сообщение между южной Грецией и Македонией, но также имел тесные связи с Беотией и Аттикой, Коринф контролировал как маршрут с севера на юг (Коринфский перешеек, в современную эпоху пронизанный Коринфским каналом), так и маршрут с востока на запад. Этот второй маршрут использовался особым образом. В Коринфе было два порта: Лехай на западе, в Коринфском заливе, и Ценхреях на востоке, в Сароническом заливе. Между двумя морями существовала транспортная система, включавшая в себя по праву известный инженерный подвиг, так называемый "диолкос" ("portage way"). Диолкос, который был раскопан в 1950-х годах, представлял собой линию желобчатых брусчаток, через которые можно было перетаскивать товары для перевалки (вероятно, не сами торговые суда, хотя есть некоторые свидетельства того, что военные корабли, которые были легче, так перемещались в чрезвычайных ситуациях). Имеется явная информация о том, что баккьяды извлекли огромную выгоду из портовых сборов. По мере того, как греческий мир расширял свои ментальные и финансовые горизонты, другие коринфские семьи стали завидовать. В результате появилась первая достоверно достоверная и хорошо подтвержденная греческая тирания, или единоличное правление узурпатора.