Найти тему
Никита Проскурин

4 Причины, по которым рынок снова нырнет вниз.

Решил написать статью, так за время нахождения на карантине, много мыслей по рынку и попробовал спрогнозировать что будет дальше.

Краткие сведения:

· Рынки наслаждались массовым отскоком с мартовских минимумов.

· Быки забежали вперед, и возобновление экономического роста является классическим событием распродажей новостей.

· Мрачный комментарий мудреца рынка Баффета может привести к изменению настроений.

· Сырьевые товары и облигации вызывают серьезные сомнения по поводу недавнего ралли акций.

Я вообще склоняюсь к бычьим перспективам. На протяжении всего предыдущего бычьего рынка я оставался оптимистичным в такие моменты, как например, в декабре 2018 года, когда многие думали, что на нас навалился медвежий рынок. Даже сейчас я сохраняю оптимизм на следующие пять лет.

До пандемии экономика находилась в приличной форме, и у нас не было такого рода масштабных финансовых проблем - таких, как жилищный пузырь 2000-х годов, - которые обычно приводят к серьезным спадам. Короче говоря, я твердо нахожусь в лагере "Это не новая большая депрессия", и я думаю, что S&P 500 достигнет новых исторических максимумов в течение следующих нескольких лет.

Тем не менее, быкам сейчас действительно нужно немного успокоиться. Риторика "V-образного выздоровления" немного выходит из-под контроля. После огромного отскока после мартовских минимумов мы должны ожидать, что рынки обрушатся как минимум, и мы, вероятно, увидим еще одно значительное падение. Конечно, сейчас не время гоняться за акциями наверх. Вот почему я накапливаю жирок в виде денег, для последующих покупок, но и не распродаю те активы в которых нахожусь.

Сентиментальность вот-вот скиснет

В то время как мы видели огромный раунд оптимизма на финансовых рынках, вещи на главной улице выглядят гораздо менее многообещающими. Экономические показатели являются худшими за последние десятилетия, и они все еще стремительно ухудшаются, по крайней мере, в настоящее время. Мало того, что ситуация еще не улучшилась, мы даже не знаем, насколько глубока яма на данный момент.

Инвесторы сейчас жизнерадостны, так как возможность возобновления экономики грозит большими потерями. Но как только все снова откроется на несколько месяцев, и мы увидим, как сильно исчезла экономическая активность, ожидаем, что настроения резко снизятся. Первые данные, которые мы видим по возобновлению китайской экономики, не особенно многообещающи. И при самой высокой безработице с 1930-х годов в США и других развитых странах маловероятно, что экономическая активность вернется и здесь. Экономика, движимая потребительскими расходами, будет распыляться, когда вы уволите огромную часть рабочей силы, даже не обращая внимания на какие-либо затяжные последствия вируса.

Если вы смотрели монолог Баффета в субботу днем с виртуального собрания акционеров Berkshire-Hathaway, то это только добавило ощущение. В то время как Баффетт повторил свой бычий подход к Америке на долгосрочную перспективу, он был смешан с довольно суровой оценкой текущего кризиса. Вы знаете, что вам грозит доза жестких разговоров, когда Баффетт начал говорить, что все не так плохо, как во время Гражданской войны. Это довольно низкая планка для определения рейтинга американских социальных и экономических катастроф. В любом случае, очевидно, что Баффет не думает, что этот кризис закончился на каком-то отрезке времени просто потому, что некоторые компании и штаты начинают открываться заново.

Лично я пока не покупаю и не продаю акции из-за того, что говорят известные инвесторы, это мое сугубо личное мнение. Тем не менее, известные инвесторы действительно влияют на психологию рынка. Их мировоззрение может стать само реализующимся пророчеством, по крайней мере, в краткосрочной перспективе. Баффет сам намекнул на это в субботу, сказав, что воздерживается от обсуждения некоторых потенциальных сценариев, потому что это увеличит вероятность их реализации.

Хотя Баффетт, возможно, и не говорил вслух о тихой части, очевидно, что он и Berkshire имеют здесь смешанный и негативный взгляд на рынок. Это ясно из диалога в субботу, это ясно и из интервью Чарли Мангера с Wall Street Journal в прошлом месяце, и это ясно из портфельных действий Berkshire в этом квартале.

Berkshire почти ничего не купил во время мартовской катастрофы. Тем временем, он разгрузил миллиарды акций, включая оптовую ликвидацию их позиций в авиакомпаниях. Трейдеры сложат два плюс два. Если Баффет думает, что рынок не был выгодной сделкой в марте, не говоря уже о том, что сейчас, многие люди будут продавать и по этой причине.

Сырьевые Товары стремительно падают

Изучая 5-ти летние графики сырьевых товаров, некоторые из них имеют тенденцию к росту, такие как рис и палладий, но подавляющее большинство их них движутся вниз. Многие из них, по сути, сейчас находятся на 5-летнем или почти на 5-летнем минимуме благодаря пандемии.

Некоторые даже хуже. Кукуруза, например, находится на 45-летнем минимуме. Это в номинальном выражении - даже не с поправкой на инфляцию. Точно так же, кофе, проданный в 1970-х годах по доллару за фунт, сейчас снова приблизился к этому уровню. Список дефицитных товаров длинный. Конечно вам может показаться, что расширение баланса ФРС вызывает или собирается вызвать массивный рост цен на все, что связано с ослаблением доллара, то в первую очередь вы должны объяснить, почему так много сырьевых товаров торгуется так, как будто мы входим в массивный глобальный обвал.

Проще говоря, на это трудно смотреть и утверждать, что есть какие-либо признаки приближающейся инфляции в ближайшем будущем. Это входные данные, которые идут в столько всего, что мы покупаем. Если медь, пиломатериалы, хлопок и большинство продуктов питания находятся на или около многолетнего минимума, как именно мы получим инфляционную волну?

Это еще до того, как вы доберетесь до сырой нефти, которая в последнее время была полным фиаско. Опять же, действительно трудно представить себе какой-то период стагфляции или значительное падение стоимости доллара, когда бензин продается так же дешево.

Я подозреваю, что агрессивные действия ФРС в конечном итоге приведут к росту цен на активы - точно так же, как сильная реакция ФРС в 2001 и 2008 годах в конечном итоге привела к большому скачку цен на жилье и акции спустя годы. Но эти циклы обратной связи просто не заканчиваются через месяц. Сначала нужно пройти через экономический спад, прежде чем расширенная денежная масса действительно начнет влиять на рынки.

Облигации сигнализируют о дефляции

Еще один вопрос, связанный с этим ралли, заключается в том, что облигации остаются слишком твердыми. Ориентир на 10-летние гособлигации США взлетел в марте, когда рынки начали падать. Цены ненадолго упали, но теперь снова консолидируются вокруг постоянно высоких цен (и, следовательно, постоянно низкой доходности):

Высокие цены на облигации свидетельствуют о том, что кредитный рынок исключает дефляционное давление и слабые экономические показатели. Больше всего беспокоит тот факт, что за последний месяц, когда акции взлетели до небес, облигации не принесли ни малейшей прибыли. Когда кредитные рынки и рынки акций расходятся во мнениях, кредитный рынок, как правило, корректен. И сейчас облигации ведут себя крайне медвежьими методами.

Дело не только в казначейских но и ипотечных.

Коронавирус продолжает держать экономику США да и не только, в удушливом состоянии. Но те, кто хотел купить дом или рефинансировать существующую ипотеку, получили хорошие новости в четверг. Ставки по ипотеке достигли нового исторического минимума.

По словам Фредди Мака, средняя процентная ставка по ипотеке с фиксированной ставкой на 30 лет достигла 3,23%, с выплатой 0,7 пункта, за неделю, заканчивающуюся 30 апреля. Это на 0,10 процентных пункта ниже по сравнению с 3,33% на прошлой неделе и на волосок ниже предыдущего рекордно низкого уровня в 3,29%, установленного ранее в марте этого года.

Это просто не вписывается - совсем не вписывается - в то, что ФРС напечатала нам идею о процветании, по крайней мере, в краткосрочной перспективе. Фондовый рынок оценивает себя так, как будто мы скоро увидим возврат к рекордным доходам и дивидендам, но другие активы, такие как облигации, ипотека и сырьевые товары, говорят о том, что у нас есть еще одна нога которая находится внизу.

Эти другие финансовые рынки подразумевают, что мартовская паника была первой острой фазой более широкого спада, а не отдельным событием. Означает ли это, что S&P 500 обязательно преодолеет мартовские минимумы? Нет. Но это означает, что инвесторы должны держать лошадей на V-образном дне, а затем возвращаться к теории максимумов.

Было бы странно получать новые максимумы акций, в то время как облигации и сырьевые товары проповедуют дефляцию. Идея, стимулирующая отскок фондового рынка, заключается в том, что покупка активов ФРС и фискальный стимул правительства достаточны для того, чтобы стать мостом для экономики, пока фактическая активность не восстановится и рост доходов не возобновится. Но облигации и сырьевые товары не имеют ничего из этого.

Влияние на мир: Это глобальный кризис

Дело еще и в том, что это глобальная рецессия (или, что еще хуже), которая происходит одновременно. В целом, спады в одних регионах проявляются быстрее и сильнее, чем в других. Некоторые страны/регионы, такие как Канада, Австралия и Латинская Америка, в значительной степени избежали финансового кризиса 2008 года. Другие страны, такие как Европа, достигли дна лишь несколько лет спустя, в то время как в США к 2011-12 гг. уже наблюдалось хорошее восстановление. Таким образом, мировая экономика держалась лучше, потому что не везде сразу возникали острые проблемы. Напротив, если бы в октябре 2008 года у всех банков одновременно была ликвидность, кризис был бы гораздо сильнее.

Хотя рецессия 2020 года не имеет такой глубины структурных проблем, как в 2008 году, сейчас мы сталкиваемся с проблемой, что экономика всех стран замерзает в одно и то же время. Нет ни одного региона, в котором дела идут лучше и который мог бы воспользоваться слабостью в других регионах, скупая дешевые активы/продукты. Обычно, например, в случае банкротства, люди из других регионов затопляются, чтобы взять отпуск, купить дома и купить вещи по привлекательным ценам и по привлекательным обменным курсам. С прекращением глобальных путешествий это вид автоматического стабилизатора в капиталистической системе в настоящее время не работает.

Кроме того, жалкий обвал глобальных товарных рынков вызовет всевозможные потрясения второго порядка и в течение следующего года или двух. От России и Саудовской Аравии через Нигерию, Колумбию и других стран нефть стоимостью 20 долларов угрожает уничтожением государственных бюджетов и как следствие началу социальным волнениям. Кто знает, какое влияние это, в свою очередь, окажет на финансовые рынки и доходы многонациональных компаний. Скоординированного банкротства развивающихся рынков, как мы видели в 1997-8 годах, достаточно для того, чтобы разрушить рынки даже в хорошие времена. В настоящее время мы бросаем кучу дефолтов и экономических коллапсов в экономику периферийных стран, где развитые страны уже столкнулись с 15% безработицей, а ситуация становится совершенно запутанной.

Очередное падение фондового рынка приближается

Ничто из этого не является непреодолимым и маловероятно, что мы впадаем в очередную депрессию. Я был быком и покупал акции ближе к мартовским минимумам. Капиталистическая экономическая система довольно устойчива. Подбросьте беспрецедентную активность Центробанка, чтобы попытаться выжимать соки на рынках, и рано или поздно все вернется на круги своя. Пермяки, предсказывающие в настоящее время вторую великую депрессию, вряд ли окажутся верными.

Но при таких ценах рынок почти не падает из года в год, и многие ведущие компании роста на самом деле поднялись за последние 12 месяцев. Это просто невероятно, учитывая экономический беспорядок, который развивается с тех пор. Частью инвестиций является дисконтирование риска. В настоящее время рынок США практически не подвергается дополнительным рискам с прошлого года.

Обычно я встаю на сторону толпы, которая говорит, что мы относительно быстро оправимся от коронавируса. Тем не менее, прибыль и дивиденды S&P, вероятно, не вернутся туда, где они были до кризиса, допускаю что, до 2023 года. И есть вероятность гораздо более глубокого падения, если произойдет вторая волна вируса и/или более неконтролируемые экономические цепные реакции, которые сойдут на нет из-за ущерба, нанесенного социальным дистанцированием.

S&P оценивалась в 3 000 пунктов, в прошлом году, со здоровой растущей экономикой, торговая сделка с Китаем и отсутствие пандемии. Каким образом 2 850 - всего лишь 5%-ное падение - сейчас является правильной ценой? Рассмотрим массовое снижение доходов и дивидендов, ослабленные отношения с Китаем, разбомбленный товарный рынок, огромную безработицу, как в США, так и во всем мире, и призрак скатывающихся волн народного восстания по всему миру в странах, которые не оправятся от этого экономического удара в ближайшее время.

Предоставление ФРС, казалось бы, бесконечной ликвидности является хорошим оправданием для покупки активов со значительной скидкой, когда акции находятся в свободном обращении. Я это не оспариваю.

Но будет ли ФРС чувствовать себя вынужденной продолжать вытягивать все стопы сейчас, когда рынки стабилизировались и все успокоилось? Точно так же не ожидайте, что Конгресс выстроится в линию для оказания большей помощи борющимся американцам, если фондовый рынок снова начнет бурно развиваться. Лидер сената Митч МакКоннелл уже сигнализировал о своем несогласии с более крупными пакетами расходов из-за беспокойства по поводу государственного долга. Как мы видели на примере первого неудачного голосования по TARP в 2008 г., если вы хотите принять крупный пакет помощи, вам нужно, чтобы акции упали, чтобы создать ощущение срочности. S&P 2850 не справится с этой задачей.

Хотя все возможно, было бы крайне необычно, если бы весь медвежий рынок играл за одну четверть. Единственный современный медведь, закончивший почти так быстро, 1987 г., был техническим феноменом, который не был вызван значительной экономической слабостью, лежащей в основе. Когда это единственный прецедент потенциального V-образного восстановления сейчас, следует быть осторожным.

Особенно с учетом того, что экономические данные все еще сильно ухудшаются, до этой осени или позже не будет много признаков "зеленых побегов" в общих данных. Никакой спешки в погоне за акциями здесь нет - быстрый рост на 30% по сравнению с минимумами. Терпеливые инвесторы будут вознаграждены лучшими ценами.

Друзья в завершении, хотелось сказать все в наших руках. Удачи.