- В 30-е годы предприятие Arado создало первые истребители для вновь сформированных ВВС Германии. Выпустив Ar 65 и Ar 68, Arado трудилось над рядом необычных истребителей в Бранденбурге и с 1944 в Ландсхуте вплоть до конца Второй Мировой войны. Но несмотря на успехи Arado в работе со скоростным бомбардировщиком, транспортником и исследованиями новых форм крыла, перепавшими после войны в руки союзников, Arado так и не смогло выпустить больше ни одного серийного истребителя.
- Немецким авиаконструкторам было выдано задание - разработать "народный истребитель" (Volksjäger) со следующими тактико-техническими характеристиками:
оснащаться турбореактивным двигателем BMW 003;
иметь наиболее дешевую конструкцию из стали и дерева;
развивать максимальную скорость на минимальной высоте 750 км/ч;
способность выполнять взлёт и посадку на плохо подготовленные аэродромы;
продолжительность полёта в 30 минут на минимальной высоте при 100% тяге силовой установки;
оснащаться навигационными приборами, позволяющими совершать полёты в хороших погодных условиях;
оснащаться радиостанцией FuG 16 ZY или FuG 15;
иметь бронирование, обеспечивающее защиту пилота и боекомплекта от обстрела 13-мм пулями на углах близких к нормали;
иметь бронирование, обеспечивающее защиту пилота от обстрела сзади 20-мм снарядами под углом меньшим, чем 10° от нормали;
оснащаться двумя автоматическими 30-мм пушками МК 108 с боекомплектом 80–100 снарядов на ствол или двумя автоматическими пушками MG 151/20 с боекомплектом 200–250 снарядов на ствол;
иметь нормальную защиту топливных баков и возможное увеличение дальности полёта при помощи установки дополнительного топливного бака.
- Фирмы Heinkel, Focke Wulf и Blohm und Voss незамедлительно принялись за разработку, в стороне не осталось и Arado.
- У Arado уже был проект, предвосхитивший E 580 с конкурсом на "народный истребитель". Этим проектом является "комбинированный истребитель" TEW16/43-15, имевший наглядное сходство с истинным "Volksjäger" - He 160.
- Кратко о ттх TEW16/43-15:
Размеры:
Размах крыла: 10300 мм,стреловидность: 25° по линии 1/4 хорд;
Площадь крыла: 19,0 м², удлинение: 5,6;
Полная длина: 11750 мм;
Наибольшая высота: 2800 мм.
Веса:
Вес пустого: 4150 кг;
Взлетный вес: 6670 кг;
Макс, удельная нагрузка на крыло: 350 кг/м²;
Летные данные:
Максимальная скорость: 865 км/час на высоте 8 км;
с ракетным двигателем: около 920 км/час на высоте свыше 10 км;
Скороподъемность у земли с ТРД: 33,4 м/сек;
с ракетным двигателем: 250 м/сек (!), т.е. истребитель за 32 сек набирал высоту 8 км!;
Практический потолок с ТРД: 13300 м;
с ракетным двигателем: 18800 м;
Дальность: только с ТРД - 1200 км на высоте 12 км;
с вспомогательным ракетным двигателем 115 км на высоте 8 км;
Военное оснащение:
Вооружение: 2 х MG 15/15 калибра 15 мм и 1 х МК 103 калибра 30 мм;
Радиотехническое оборудование: стандартное радиотехническое оборудование для истребителя.
- Из особенностей данного аппарата стоит выделить шасси со специальными шарообразными пневматиками, задвигающееся в крылья. Данное усовершенствование способствовало компактности.
- Проекту TEW16/43-15 не суждено было осуществиться по ряду причин, среди которых была и неясность с ТРД, зато после войны государства-победители построили свои "комбинированные истребители" Рипаблик XF-91, «Мираж» I MD 550, Зюд Авиасьон «Дюрандаль» и британский Сондерс Рой S.R.53, которые ещё на стадии испытаний превосходили по скороподъемности истребители, оснащенные реактивными двигателями с форсажной камерой.
- Вклад проекта TEW16/43-15 ощутим при создании Ar E-580. Пройдёмся по ттх потенциального "народного истребителя":
Площадь крыла: 10,0 м;
Размах крыла: 7,75 м;
Взлётный вес: 2500 кг;
Посадочнй вес: 2050 кг;
Посадочная скорость: 154 км/ч;
Длина разбега при взлёте: 570 м;
Фюзеляж: предусматривается использование большого количества стали;
Несущие плоскости: древесина;
Силовая установка: 1 × BMW109003 a1;
Экипаж: 1 человек;
Вспомогательные взлётно-посадочные устройства: выдвигающиеся посадочные щитки, тормозной парашют для сокращения длины пробега;
Шасси: размеры колёс основных стоек шасси – 660 × 160 мм,размеры колёс носовой стойки шасси – 500 × 180 мм;
Топливная система: 600 литров в двух протектированных мягких топливных баках;
Средства связи: Радиостанция FuG 15;
Вооружение: 1 – 2 автоматические 30-мм пушки MK 108 с боекомплектом по 60 снарядов на ствол;
Бронирование: при обстреле спереди бронирование должно защищать пилота и боекомплект от обстрела 13 мм пулемётами;
Прицел: гироскопический прицел типа Revi EZ 42.
Красота в деталях:
- Силовая установка: силовую установку на спине фюзеляжа требовалось разместить таким образом, чтоб воздухозаборник двигателя находился в потоке воздуха, возникавшим перед кабиной пилота. Иначе бы начали возникать проблемы с тягой.
- Верхнюю часть фюзеляжа и, возможно, и хвостовое оперение, планировалось изготовить из тонких стальных листов, это связано с последствиями догорания топлива за выхлопным соплом.
- Несущие плоскости: вот они - отголоски TEW16/43-15. Несущие плоскости E-580 должны были также изготавливаться из дерева и иметь иметь один неразъёмный лонжерон. Для деревянных монококовых (внешняя оболочка является основным и, как правило, единственным несущим элементом) конструкций нагрузки неблагоприятны, что приводит к утолщению оболочковой конструкции несущих плоскостей.
- Хвостовое оперение: из-за размещения силовой установки на спине фюзеляжа принято решение использовать двухкилевое хвостовое оперение из тонких листов стали или же из пропитанного дерева, дабы защититься от пламени.
- Фюзеляж: в передней части фюзеляжа должны были размещаться 2 автоматические пушки МК-108 с боекомплектом в 60 снарядов на ствол. За ними располагалась кабина пилота. Пилот сидел, хотя и рассматривался вариант "положить" его ради улучшения аэродинамических характеристик и предотвращения возмущений воздушного потока перед воздухозаборником двигателя. Кабина пилота и отсек с боекомплектом были защищены от обстрела из 13 мм пулемётов. А вот защита кабины сзади из-за размещения за ней силовой установки и топливных баков не рассматривалась.
- Шасси: шасси должны были обеспечивать эксплуатацию самолёта в тяжёлых условиях на примитивных аэродромах, т.к. обычные подвергаются атакам имеющей в воздухе превосходство авиации противника. Переднее колесо поворотное, передняя стойка убирается в фюзеляж поворотом назад, при этом колесо не нужно поворачивать относительно горизонтальной оси стойки. Стойки основного шасси складываются вдоль продольной оси и убираются в направлении к фюзеляжу при помощи гидравлического привода.
- Тормозная система, установленная на шасси, также предполагала выпуск тормозных парашютов.
- На самолёте планировалось установить кислородную систему.
- Для борьбы с наземными целями вместо пушек могли устанавливаться сбрасываемые подвесы.
- Сам проект Ar E-580 был создан инженерами за 2 дня! Часть их расчётов имела приблизительный характер. И пусть Ar E-580 и имел некоторые сходства с He 162, но конструкция первого была значительно проще и дешевле. А вот несущие однолонжеронные деревянные несущие плоскости пришлось заменять и на He 162 новыми моноблочными конструкциями, т.к. на заводе фирмы «Гота Ваггонфабрик» установили процесс создания первых слишком трудоёмким.
- Проект от Arado был отклонён ещё на первом слушании, звание "народного истребителя" уже почти держал даже не He 162, а проект фирмы "Блом унд Фосс" - Р.211. На повторных конференциях первенство вновь одержал истребитель от "Блом унд Фосс", обходивший по большинству параметров своих конкурентов. Arado оказался в пролёте, однако руководство "Хейнкеля" оказалось на шаг впереди и пошло к Герману Герингу, где 23 сентября 1944 было принято решение запустить серийное производство He 162, несмотря на протесты " Блом унд Фосс" , подавленные мнением профессоров аэродинамического исследовательского института Беца и Кюхеманна о трудностях в аэродинамике, связанных с воздухозаборником Р.211.
- Так проигрыш проекту "Блом унд Фосс" и последующие "подковёрные игры" с рейхсминистром авиации Германом Герингом не позволили стать Ar E-580 "народным истребителем", впрочем, превосходящий своих конкурентов P.211 тоже им не стал.