Какие меры нужно принять на уровне региона, чтобы не допустить ухудшения социально-экономической ситуации? С таким вопросом мы обратились к жителям волгоградской глубинки.
Многие из опрошенных уверены, что не бывает худа без добра: нынешние трудности могут приостановить процесс урбанизации и вернуть людей из городов на землю.
• Евгений Братченко, инженер-нефтяник:
– Сейчас многие задумались о том, что хорошо бы иметь клочок земли, где можно воплотить свои задумки, завести хозяйство. Нужны конкретные меры для того, чтобы стимулировать этот процесс. Может быть, это самый лучший шанс возродить село? Вот и надо его использовать – давать льготные займы на строительство жилья в сельской местности, бесплатно выделять землю, субсидии на развитие хозяйства.
• Анжелика Потапова, педагог:
– Молодым семьям нужно помочь с решением жилищного вопроса: бесплатно или со скидкой продавать землю, компенсировать или полностью покрывать затраты на строительство нового дома. Понятно, что не два этажа возводить, а маленькие строить, удобные, компактные для жизни. Хорошо бы внедрить льготную программу для работников технических специальностей, которых остро не хватает на селе. Или давать им льготный беспроцентный кредит, субсидию на покупку жилья. Больше думать о людях, об их насущных проблемах!
• Сергей Трофименко, охранник:
– Конечно, главная проблема на селе – это отсутствие работы. У меня высшее юридическое образование, но работать с ним здесь негде. Оставаться в городе я не захотел, так что пришлось устроиться на работу вахтовым методом в охрану. Сейчас вот в связи с коронавирусом в Москву не поедешь. И таких, как я, вахтовиков в наших деревнях очень много. Подумываю о том, чтобы заняться разведением скота. Но тут возникает ряд проблем. Во-первых, стартовый капитал. Знаю, что есть программы поддержки – многие получают областные гранты, но одно из условий – нужно уже быть зарегистрированным в качестве фермера, иметь какие‑то собственные средства.
Мне кажется, в свете последних событий можно было упростить условия. Привлекать к сельскому хозяйству всех желающих. Можно было бы даже открыть при районных администрациях школы начинающих фермеров. Почему нет? Оказать организационную поддержку, помочь с оформлением и регистрацией, подсказать, где приобрести животных, сколько, какие прививки нужно делать коровам и в какие сроки. Я думаю, такой «курс молодого бойца» мог бы существенно увеличить число занятых в АПК, увеличить объемы производства, решить массу других сопутствующих задач.
Во-вторых, нужно решить проблему с кормами. Сегодня хозяйство держат те, у кого есть земельные наделы, доставшиеся им после развала колхозов и совхозов. Они отдают землю крупным хозяйствам, получают плату зерном и кормят животных. По рыночным ценам приобрести зерно на сезон дороже, чем покупать мясо на рынке. Это очень важный вопрос, решение которого могла бы взять на себя администрация района или региона. Почему бы не создать единый областной фонд, где даже мелкие производители, владельцы ЛПХ могли бы купить корма для животных. Думаю, это помогло бы существенно увеличить поголовье животных в регионе.
• Светлана Якимова, сотрудник Росгвардии:
– Сейчас многие желали бы переехать поближе к земле и заниматься сельским хозяйством. Но нужны нормальные условия, люди не согласны ехать в чистое поле. Нужно повышать зарплаты, создавать рабочие места, строить жилье и продолжать заниматься благоустройством.
• Александр Сорокопудов, электромонтер:
– К нам приезжают жить и работать люди, если есть на что опереться. Например, если остался родительский дом – возвращаются. Так, недавно приехал мужчина, вместе с односельчанином развел скотину – коров, занимаются молочным производством, собираются открыть сырный цех. Что им надо? Конечно, денег, чтобы поддержали рублем. Растениеводство худо-бедно существует, надо возрождать и развивать животноводство.
• Наталья Григорович, домохозяйка:
– У меня трое детей, и мне бы очень хотелось, чтобы они остались жить в родном хуторе. Многие говорят, что здесь мало возможностей для самореализации, личного роста. Но я скажу так: все зависит от того, какую цель перед собой ставить. Если цель – заработать побольше денег, то, наверное, да, в большом городе для этого возможностей больше. Если хочется развлечений побольше – тоже надо жить в городе. Но разве это главное? Я пытаюсь донести до детей, что главное – это не то, что снаружи, а то, что у человека внутри.
Я не думаю, что сложившаяся ситуация как‑то существенно повлияет на уклад жизни на селе. В сельском хозяйстве люди как работали, так и продолжают работать, и я думаю, что в дальнейшем спрос на местную продукцию будет только возрастать. Меры государственной поддержки – это, конечно, хорошо, но мне кажется, что рассчитывать на то, что придет добрый дядя и даст денег, чтобы начать свое дело, не приходится. Больше того, чтобы работать на земле, нужно любить ее. Здесь не получится, как на заводе.
Самое действенное, что может сделать власть, – это по возможности уравнять уровень жизни в городе и на селе для работников бюджетной сферы. Что городской учитель, врач или соцработник, что сельский должны получать одинаково. Чтобы выбирать место работы можно было сердцем, а не только с оглядкой на зарплату
• Григорий Выпряжкин, пенсионер:
– Надо повысить пенсии, чтобы в среднем люди получали хотя бы 20 тысяч рублей. Тогда хоть как‑то прожить можно. Но этот вопрос, конечно, нужно решать не на уровне региона.
В Волгоградской области нужно развивать сельское хозяйство. Тогда будут и доступная по цене качественная продукция, и работа. И даже безопасность повысится. Ведь почему пожары происходят? Да потому, что животноводство не развито. Раньше все выкашивали на корню и скармливали скоту. А сейчас трава стоит годами, высыхает и горит. В степи такой ковер сорняка, что в нем заблудиться можно. Поэтому путь один – развивать хозяйства.
Читайте также:
Аграрии Волгоградской области дискутируют о переводе времени
Защитит ли соль посадки и посевы от вредителей
Марина Злобина, Юлия Казанджан. © Фото: ИД «Волгоградская правда» / Сергей Каширский.