раннеархаичная греческая цивилизация
Источники
Прежде чем пытаться охарактеризовать архаичную Грецию, необходимо откровенно признать, что доказательства неудовлетворительны. Только для Афин известно что-то вроде правильной политической традиции, и развитие Афин в сторону демократии V века было удивительно и нетипично быстрым по сравнению с другими государствами, многие из которых так и не стали демократическими вообще. Крошечный, но полезный клочок улик говорит об этом: Фукидид во второй книге своей "Истории Пелопоннесской войны" случайно упоминает человека по имени Эварх как "тирана" небольшого северо-западного греческого полиса по имени Астак в 420-х годах до нашей эры. Но за это случайное упоминание никогда бы не догадался, что тирания могла существовать или сохраняться в таком месте так поздно или так долго. Другая трудность заключается в том, что, хотя о социальной структуре классических Афин известно достаточно много, некоторые из них должны восходить к архаическим временам, как раз то, что оспаривается.
Есть еще одно осложнение. Как в политической, так и в социальной сфере, приходится считаться главным образом с Афинами, но в других местах - с "изобретенной традицией", искажающим элементом, на который надлежащее пособие только начинает начисляться. Таким образом, кажется, что не только Ликург, знаменитый спартанский законодатель (в историчности которого сомневались еще в древности), но даже такая реформаторская фигура, как Солон Афинский, который, безусловно, существовал в VI веке и большие фрагменты поэзии которого до сих пор сохранились, был в некотором роде тем, что антропологи называют "культурологическим героем". Многое проецировалось на него анахронически или просто ошибочно, и реформаторы в более поздних поколениях устанавливали свои полномочия, утверждая (если они были реакционерами), что они пытались "вернуться к Солону" или (если они были демократами), что Солон был их отцом-основателем. Подобные ошибки не должны вызывать слишком много пессимизма: в Афинах, по крайней мере, отдельные аристократические семьи сохранили устные традиции, которые повлияли на более поздние литературные записи таким образом, что их можно правильно понять с помощью антропологической аналогии. То есть, не все сохранившиеся таким образом свидетельства непригодны для использования, но с ними необходимо обращаться особым образом.
Даже утверждалось, что социальной жизнью тоже манипулировали творчески. Позднее в греческих городах наряду с такими прозрачными политическими институтами, как Народное собрание и Делиберативный ("пробулевтический") совет, существовал и более открытый набор институтов, якобы основанных на родственных группировках. Самыми большими и основными из этих группировок были фила, или "племена", в соответствии с которыми гражданский орган был разделен. Таким образом, все государства дорианов имели одни и те же три племени, и было четыре ионических племени (хотя ионические государства были менее консервативны, чем дорианы, и среди них можно обнаружить большую готовность к нововведениям; например, в конце VI в. Афины перешли от четырехплеменной наследственной системы гражданства к десятиплеменной, основанной как на простом месте жительства, так и на происхождении). Меньшими подразделениями были фразеологизм, слово, связанное с филологическим корнем, означающим "брат", и геном, меньшим скоплением семей (ойкой).
Существование этих группировок в исторические времена не подлежит сомнению, они контролируют прием граждан (как в так называемой надписи "Demotionidai" из мансардной деревни Дечелеа, датируемой началом IV в. до н.э.) и вступают в сложные имущественные договоренности. Однако вопрос о том, сколько им на самом деле лет, стал предметом дебатов. Согласно наиболее скептической точке зрения, весь аппарат племени и генов был изобретением без какой-либо истории Темного века, чтобы узаконить его. Эта точка зрения, которая частично опирается на почти полное отсутствие соответствующей родственной терминологии в Гомере, не является в конечном счете убедительной в своей гипотезе о своего рода сложном коллективном мошенничестве в отношении потомства. Тем не менее, правильно допустить элемент сознательного антиквариата в определенные периоды (320-е гг. в Афинах были единым целым), что вполне могло повлиять на конкретные традиции.
Общество и ценности
Бачиада и Евпатрия
Мир колонизаторских государств был аристократическим в том смысле, что небольшое число эксклюзивных кланов в городах монополизировали гражданство и политический контроль. В Коринфе, например, политический контроль монополизировался взрослыми мужчинами одного клана - Бачиады. Их, возможно, насчитывалось не более пары сотен. В Афинах существовал общий класс Евпатриды, слово, которое просто означает "люди хорошего происхождения" - т.е. аристократы. (Слово может иметь одновременное, но более узкое применение к одному единственному гену. Это, однако, является спорным, и в любом случае, что гипотетическая семья была только одним из многих привилегированных генов. Дело, таким образом, не является аналогом Bacchiadae.). Маловероятно, что Евпатрия была так же жестко определена, как и Бачиада, и негативная традиция, что Солон в начале VI века лишил их эксклюзивных претензий на политические должности, может быть лишь чрезмерно формальным и точным способом, с помощью которого поздние древние комментаторы описывали положительные изменения, благодаря которым власть стала более доступной, чем прежде.