Наступил ещё один май. Школьники готовятся к завершению учебного года. Их родители переживают за результаты очередного этапа обучения.
По моему мнению, школьная проблематика более горяча и актуальна. Но в университетах и институтах тоже наступает напряжённая экзаменационная пора.
Скоро июнь. А вместе с его приходом вузы проводят государственную итоговую аттестацию по программам высшего образования. Эта процедура утверждена приказом Министерством науки и высшего образования.
Кстати, правовая система КонсультантПлюс удобна для получения оперативной правовой информации. На сайте можно заказать документ, который будет направлен на электронную почту, указанную вами.
Данный документ определяет все тонкости этого процесса. Этот приказ определяет, что вуз утверждает перечень тем выпускных квалификационных работ. Он же доводит их до обучающихся за шесть месяцев до начала государственной итоговой аттестации.
Вещи известные!
Далее обучающийся пишет заявление. Ректор вуза издаёт приказ, утверждающий темы. И пошёл процесс подготовки выпускной квалификационной работы.
Этот же приказ Минобрнауки не запрещает обучающимся предлагать собственную тему.
В этом учебном году в моей практике появился ещё один пример, когда ситуация развивается по другому сценарию.
Конец ноября 2019 года. Назначаю первую консультацию по выпускной квалификационной работе. Знакомлюсь со студентами. Они все с заочного отделения. Вижу их впервые. Результатов обучения не знаю. Для понимания ситуации прошу показать курсовые работы, которые они выполняли и защищали. В ответ, традиционно, тишина. Тем они не помнят. Знакомая ситуация!
Дальше перехожу к индивидуальной работе с будущими выпускниками. Девушка называет тему выпускного квалификационного исследования. Она сформулирована и утверждена в таком виде «Управление брендом печатного издания».
Уточняю, где и кем работает девушка. Она отвечает, что трудится в ресторане официанткой. Спрашиваю о месте прохождения практики. И получаю ответ, что в соответствии с приказом ректора местом проведения практики утверждён ресторан.
Продолжаю беседу. Спрашиваю о средствах массовой информации. Интересуюсь знаниями о брендинге печатных изданий. В ответ получаю молчание.
Пытаюсь понять, почему представитель общественного питания взял такую тему. Будущая выпускница рассказывает о ситуации, когда она писала заявление на утверждение темы выпускной квалификационной работы. И добавляет, что ей сказали, что нужно выбирать тему из предложенного списка. И заявили, что других вариантов нет.
Согласитесь, что описанная мною ситуация полный абсурд! И для студентов заочного обучения целесообразно предлагать варианты тем, которые связаны со сферой их трудовой деятельности.
Но этот вопрос для обсуждения с заведующим кафедрой. Но наш кафедральный «столоначальник» над такими темами не задумывается.
Кстати, первая теоретическая глава уже сделана. Основное требование, связанное с точностью формулировок и логичностью представления материала, выполнено.
Обсуждаем, как и где проводить эмпирическое исследование. Предполагаю, что со второй частью работы будут большие проблемы.
Что дальше?
Надеюсь, что пандемическая ситуация, режим «самоизоляции» и дистанционный формат проведения итоговой государственной аттестации позволят официантке разработать эффективные предложения по развитию бренда печатного издания. И она защитит выпускную квалификационную работу с высоким результатом.
При этом уже думаю, что выпускнице необходимо оказать помощь в подготовке качественного доклада, который позволит ей показать свою компетентность в той сфере, которую она знает из учебников и статей. Ведь ей будет необходимо выступать пятнадцать минут. Согласитесь, это много, особенно, когда тему изучаешь всего несколько месяцев.
Можно, конечно же, и об апелляции подумать. Но это вариант, который может не дать результата. Апелляционное заявление целесообразно писать, если будет нарушена процедура проведения государственного аттестационного испытания, в нашем случае, защиты выпускной квалификационной работы.
Хотя уверен, что в этом году руководство вузов будет делать всё возможное, чтобы государственные аттестационные испытания принесли выпускникам те оценки их выпускных квалификационных работ, которые они хотят. Уверен, что результаты выпуска 2020 года будут выше, чем в предыдущие годы. Количество отличных и хороших оценок увеличится.
Если будет по-другому, то будут апелляции, критика организации системы дистанционного обучения, процедуры онлайн-защиты. А это всё репутация университета и его руководства. А в этом году, как известно, во многих университетах запланированы выборы ректоров.
Уважаемые читатели, жду ваших отзывов. Ставьте лайки и пишите комментарии.