Размышления бригадира АМС на бегу
Раньше массовкой управляли помощники режиссера, со временем действо на экране стало усложняться и вскоре была выделена новая профессия – бригадир актёров массовых сцен (АМС)
Массо́вка (от лат. massa — ком, кусок, множество) — наименование участников режиссируемых массовых сцен, а также самих этих сцен (и процесса их съёмки в кино и на телевидении) . В кинематографе, телевидении и театре для массовки обычно используются непрофессиональные актёры. Отдельных участников массовки называют статистами.
В обязанности бригадира АМС входит:
1. Найти актеров массовых сцен с учетом требований режиссера (отталкиваясь сценария). Заранее на т.н "читке" сценария, где присутствуют все представители департаментов (художники, реквизит, костюм, грим, актерский департамент, оператор и пр), обсуждается отдельно каждая сцена сценария, и даются чёткие указания каждому департаменту. Какой костюм должен быть на герое в этой сцене, какой грим, какая сумочка должна быть у нее в руках (если речь о женщине), и какие актеры массовых сцен должны присутствовать в сцене, проходя по фонам или играя более серьезную роль.
Мы знаем какую массовку нам надо найти. Допустим это 10 человек прохожих для сцены где главный герой идет одиноко по улице. Далее, утверждаем с художником по костюму, наряды в которых должны быть прохожие. Будь то это лето по сюжету или осень.
Теперь у нас есть четкое техническое задание! На сцену 2.11 (к примеру), нам необходимо 10 человек массовки разных возрастов, одетые по осеннему с вариантами одежды. Смотрим по КПП (Календарно-производственный план), что сцену 2.11 мы будем снимать 6 ноября. Следовательно, надо найти 10 человек массовки к 6 ноября.
2. Работа с АМС непосредственно на площадке.
Тут всё просто. Бригадир контролирует прибытие всех заявленных в этот день АМС на площадку к установленному времени. Если кто-то не пришёл, по форс-мажорным обстоятельствам, или проспал, ему сразу ищется замена, которая сможет в кратчайшие сроки прибыть к месту съемок.
Как все 10 человек на площадке, бригадир показывает всех прохожих художнику по костюму. Он/она утверждает внешний вид, а если что-то не устраивает, просит показать другие варианты одежды, которые АМС взяли с собой. После, следует показать всех АМС художнику по гриму. В большинстве проектов, грим АМС не делается, но если проект исторический, без посещения этого специалиста актёру массовки не обойтись.
Остается дожидаться начала сцены с участием статистов.
Как только в рацию объявляют "Готовим сцену 2.11", это сигнал. После этого второй режиссер (обычно она занимается расстановкой АМС по кадру, и выполняет все организационные моменты) говорит в рацию "brigadir name веди своих прохожих".
После этого бригадир отводит всех статистов на площадку ко второму режиссеру, где она/он непосредственно ими занимается.
Есть моменты, когда второй режиссер просит бригадира разводить массовку по второму плану. Тут уже приходится учитывать хрон сцены, направление кадра и пр.
И вот я, бригадир массовки, смотрю на своих подопечных и размышляю.
В кадре бурлит жизнь, что-то кричит режиссер, бегая по съемочной площадке. Делает поправки, дергает кого-то за рукав, двигая чуть в сторону. Рядом еще киношные работники. Лица у всех озабоченно-сосредоточены. Взгляд хмурый. А вот и светлые, растерянные лица.
Это уже мои сидят. В глазах немой вопрос. Сколько еще? Всё понимают, а сказать не могут. Сказано же – Тишина! И молчат. Уткнулись спасительно в телефоны или просто озираются по сторонам.
Когда проходишь мимо, глядят преданно в твоё знакомое лицо. Смотрю, эти пить хотят. И правда, в зале ресторана духота. Метнулся к бару. Быстро три воды! Говорю нашему бармену. Не плохо иметь везде связи. ))) Сегодня и за стойкой бара артист массовки. Разнес статистам по столам воду. Ожили, повеселели. Улыбаются.
Значит протянем еще часок. А там и свежий воздух, перекостюм и десять минут свободы и снова в кадр на следующую сцену.
Знакомая зарисовка, если вы ходили сниматься? Конечно! В такие минуты я всегда думаю, что же хотят люди больше? Попасть на съемочную площадку или побыстрее свинтить из кадра.
Нет, ну, правда. Вы хотели новых ощущений? Здесь они через край. Сегодня вы живая мебель, марионетка в руках режиссера. Туда не ходи, сюда не смотри.
Массовка пошла! На-а-ачали!
Кричит команду режиссер и картинка в камере ожила. Задвигалась.
В кадре бурлит жизнь...
Люди приходящие сниматься совсем не задумываются о том, как провести этот день. Смотрите на что я обращаю внимание.
"В прошлый раз отпускали!" – сетуют озябшие девчата.
Смена длится двенадцать часов и киношники хотят вас видеть все минуты рядом - авось пригодятся статисты и в этот кадр. И держат людей про запас весь съёмочный день. Когда вы это усвоите любители ходить на массовки?
Почему каждый раз вы мерзнете? Что за детская наивность. Мне не холодно, я закаленный. А губы синие у меня с детства, которое играет в одном месте!
А это? Взрослые адекватные люди, а пять минут тишины сделать не можете. Артистов отвлекаете, бригадира подставляете. Стыдно!
"Берите утепление и сладости на съемки, артисты массовых сцен!" – напутствовал я всегда людей.
Не прислушиваются. А зря, вы попробуйте.
Я боролся за каждого человека, доверенного мне на смену. Сражался на костюме и буфете. Отпрашивал у второго режиссера людей, которым неожиданно надо было срочно уехать.
Взамен я требовал немного - пунктуальности и тишины на площадке. Так трудно, задача не выполнимая?
Ставьте лайки. Подписывайтесь на канал и пишите, что думаете вы сами?