Найти в Дзене
2107 классика

Эволюция фиксаторов дверей

Не смотря на кажущуюся простоту замки двери автомобилей имеют достаточно сложную конструкцию. Должны выполнять несколько исключающих друг друга функций. Легко открываться и легко закрываться, жестко фиксироваться, ни в коем случае не открываться в движении, быть легкой и прочной. Надо сказать, что в советские времена двери легковых, а тем более грузовых автомобилей чтобы закрыть нужно было приложить большое усилие. Причин много, но если периодически регулировать, то возможно было уменьшить грохот при закрывании. В иностранных дорогих автомобилях ставят специальные доводчики (электрические или гидравлические), которые закрывали плавно и мягко. Достаточно было слегка толкнуть дверь. Замки дверей Газ-20 и Газ-21 Замки имели роторную конструкцию с кнопочным приводом. В торце выступал ротор – звездочка с 6 зубцами. На оси ротора, уже внутри конструкции, через втулку с подшипником установлен храповик. Храповик стопорился подпружиненной собачкой и мог вращаться в одну сторону. Чтобы открыт
Оглавление

Газ-20 "Победа"
Газ-20 "Победа"

Не смотря на кажущуюся простоту замки двери автомобилей имеют достаточно сложную конструкцию. Должны выполнять несколько исключающих друг друга функций. Легко открываться и легко закрываться, жестко фиксироваться, ни в коем случае не открываться в движении, быть легкой и прочной.

Надо сказать, что в советские времена двери легковых, а тем более грузовых автомобилей чтобы закрыть нужно было приложить большое усилие. Причин много, но если периодически регулировать, то возможно было уменьшить грохот при закрывании.

В иностранных дорогих автомобилях ставят специальные доводчики (электрические или гидравлические), которые закрывали плавно и мягко. Достаточно было слегка толкнуть дверь.

Замки дверей Газ-20 и Газ-21

Замки из пятидесятых прошлого века
Замки из пятидесятых прошлого века

Замки имели роторную конструкцию с кнопочным приводом. В торце выступал ротор – звездочка с 6 зубцами. На оси ротора, уже внутри конструкции, через втулку с подшипником установлен храповик. Храповик стопорился подпружиненной собачкой и мог вращаться в одну сторону. Чтобы открыть, достаточно было отжать собачку и дать возможность ротору повернуться в другую сторону.

На стойке находился фиксатор с двумя сухарями. Верхний неподвижный имел два зуба, которые входили в зацепление с ротором и держали дверь в зацеплении. Нижний подвижный был подпружинен и в закрытом состоянии не давал двигаться ротору прижимая его к верхнему сухарю. На передних дверях был в наличии небольшой цилиндрический замок с помощью которого, используя ключ, можно было зафиксировать блокировку в запертом состоянии.

Конструкция надежно фиксировалась в закрытом состоянии. Проблемы возникали, когда:

  • Со временем двери смещались или теряли свою геометрию;
  • Резиновое уплотнение теряло свою эластичность (становилось твердой).

Становилось трудно зафиксировать мягким толчком. Но выполнение несложных регулировок и периодическая смазка резиновых уплотнителей помогала бороться с недостатком.

Замки Ваз-2101 уже другие

Замки "Копейки"
Замки "Копейки"

На автомобилях ВАЗ-2101 замки уже были автоматического действия вильчатого типа. Они имели кулачек вместо ротора. На оси кулачка через подшипник находился храповой механизм, с помощью которого кулачок проворачивался в одну сторону и фиксировался подпружиненной собачкой в трех положениях:

  • Открыто;
  • Предварительное;
  • Полное закрывание.

На стойке закреплен фиксатор.

Фиксатор имеет два сухаря:

  • неподвижный;
  • подвижный подпружиненный.

Фиксатор входит в зацепление с кулачком сначала в положение предварительное закрытие. В таком положении ехать нельзя. При полностью закрытой двери фиксатор жестко фиксирует кулачек. Подпружиненный подвижный сухарь прижимает кулачек к неподвижному и предотвращает вертикальное биение. Регулируя фиксатор, добиваются положения, когда дверь находить свое единственное правильное положение.

На передних дверях цилиндрический замок, позволяющий фиксировать блокировку ключом. Кроме того, на всех дверях есть дополнительная блокировка. С ее помощью задние двери невозможно было открыть без нажатия кнопки блокировки. Передние можно было открыть с помощью ключей или ручкой изнутри.

Замок Лада Гранта

Замок "Гранты"
Замок "Гранты"

Здесь также вильчатые замки. Но на всех дверях есть центральный электро-замок. Повернув ключ в замке со стороны водителя по часовой стрелке бы заблокируем все двери и крышку багажника, против -разблокируем. Повернув ключ с места пассажира впереди, мы разблокируем только эту дверь. На торцах задних дверей есть кнопки для дополнительной фиксации нажав на них и закрыв их нельзя открыть изнутри. Применяют при поездке с детьми чтобы исключить вероятность открывания.

Заключение

При правильной эксплуатации и своевременном обслуживании замки на дверях отечественных автомобилей также обеспечивают надежность и бесшумность закрывания дверей с замками различных типов.