Найти тему
PSYCHETER

Уровни Любви (2)

Оглавление

Несомненно, у каждого из нас свои представления о Любви (или о любви). Они могут меняться под влиянием времени, опыта, уровня осознанности. Могут не меняться (на самом деле вряд ли, даже если вы до мозга костей консервативный традиционалист). Но чтобы глубже понимать, чтобы вникнуть в суть Любви, мы раскладываем Её на компоненты, чтобы вновь собрать воедино свое представление о Ней и утвердиться в мысли, что Она есть понятие более сложное, глубокое и многоуровневое.

"Всеобъемлющая, Вселенская или Великая Любовь - любовь как начало всего, любовь как радикальное единство. Любовь с большой буквы "Л". На этом уровне любовь - это ещё одно название Абсолютной Реальности, Высшего Сознания, Брахмана, Бога, Дао, Источника - то огромное присутствие, которое шайвитская традиция иногда называет Сердцем."

Так мы обозначили ранее первый Её уровень: Абсолютную любовь. Теперь же переходим к следующему уровню:

 https://www.pexels.com/ru-ru/photo/photoshop-744667/
https://www.pexels.com/ru-ru/photo/photoshop-744667/

2. Индивидуальная Любовь

Все мы, на протяжении всей нашей жизни, постоянно делаем то, что нам привычно и естественно - проецируем на других людей те чувства и эмоции от любви, которые на самом деле исходят изнутри нас самих.

...
"Это была музыка", - говорим мы.
"Это был Он / Она (или Миша, или Катя)".
"Это всё из-за волшебного прибоя!"
"Это было присутствие моего учителя!"
...

Как бы вы себе это не объясняли, все наши переживания человеческой любви на самом деле являются проблесками Великой Любви, - с точки зрения йоги, с точки зрения эзотерической. "Божья радость переходит из отмеченной коробки в неотмеченную", - писал давным-давно Джа Руми, - "Она прячется в них, пока однажды кто-то не раскроет их."

Только когда любовь фильтруется сквозь призму человеческой психики, она начинает выглядеть специфической и ограниченной. Она становится завуалированной нашими мыслями и чувствами, и мы начинаем думать, что любовь приходит и уходит, что мы можем чувствовать её только для определённых людей, или что любви не хватает, чтобы почувствовать её, преисполниться ею, или любви слишком много, чтобы охватить её, чтобы понять умом, когда мы переживаем влюбленнось... Мы не можем не делать этого.

Наши чувства, ум и эго, с трудом давая нам опыт разделения и различия, настраивают нас на мысль, что любовь вне нас, что одни люди и места, и вещи любят, а другие нет, и более того, что любовь имеет разные вкусы: материнская любовь, романтическая любовь, любовь к фильмам, любовь к природе, сострадательная любовь, сексуальная любовь, любовь к уютному ощущению пребывания под одеялом в конце долгого дня...

Иными словами, если Великая Любовь естественным образом объединяет, то наш индивидуальный, человеческий опыт любви подвержен изменениям и потерям, настроениям и приливам, привязанностям и отвращениям. Неважно, кого или что мы любим; в какой-то момент объект нашей любви исчезнет из нашей жизни или разочарует нас, или перестанет быть любящим, просто потому, что изменение - это природа существования. Поэтому индивидуальная любовь всегда соприкасается со страданиями, даже когда любовь, которую мы ощущаем, является "духовной".

https://unsplash.com/photos/jMd3WS9LBcc
https://unsplash.com/photos/jMd3WS9LBcc

Однажды я услышал, как кто-то спросил великого духовного учителя: "Не приведет ли Любовь к тому, что я буду страдать так же, как я страдал от любви к другим людям?". Учитель ответил: "Если ты любишь меня так, как любишь других людей, ты будешь страдать". Он говорил, что до тех пор, пока мы думаем, что любовь исходит от чего-то вне себя - даже от Бога или духовного наставника - мы будем испытывать боль. Подумайте об агониях суфийских поэтов! Подумайте также о боли, которую мы испытываем, когда, как и мой друг, потерявший отца, мы чувствуем себя недостаточно любящими, или когда мы не можем заставить любовь прийти в том виде, в каком мы этого хотим, или когда мы чувствуем себя одинокими, или недооцененными, или самоуничтожающими, или когда, несмотря на то, что мы знаем, что привязанность приводит к страданиям, мы не можем не думать, что любовь, которую мы чувствовали, пришла от абстрактных Миши или Кати, и что любовь ушла, потому что Миши или Кати нет рядом.

Сказать, что наш индивидуальный опыт любви может быть неудовлетворительным, изменчивым или неполным - не значит сказать, что он менее реален, чем Великая Любовь. Это и есть Великая Любовь, которая просто была подвергнута фильтрации. Эзотерическая практика заключается в удалении этого фильтра, закрывающего разрыв между нашим ограниченным опытом и опытом величия, который мы все держим внутри самих себя. В этом весь смысл созерцательной практики - особенно практики любви.

Завершительным уровнем в нашей классификации и есть  Любовь как Практика, о которой поговорим в третьей части размышлений.