Урочище Бийке, где и находится, по мнению ученых, Бийкенское святилище, расположено на надпойменной террасе правого берега Катуни, в 8 км отсела Еланда. Святилище представляет собой единый комплекс объектов археологического и природного характера, которые находятся в пределах территории крупного курганного могильника Бийке. По мнению ученых, святилище возникло до сооружения курганов и использовалось длительное время.
Здесь налицо все признаки священного культового места: расположение на берегу реки в замкнутом пространстве у подножия выделяющихся формой гор, на одной из скал которых выбиты петроглифы и чашевидные углубления; наличие валунных россыпей, пещеры, близость шумных водных порогов. Считается, что здесь был храм под открытым небом, где центром отправления церемоний, связанных с культом предков и другими религиозными представлениями, была выдающаяся темная отвесная скала, еще сохранившая до сегодняшнего времени ряд различимых рисунков и чашечных углублений. Законченность Бийкенскому святилищу придают микроцепочки и группы курганов раннескифского времени, расположенные на всей площади террасы в определенном порядке и имеющие своеобразные конструктивные особенности. В западной части святилища находится небольшая пещера, располагающаяся довольно низко от подножия гор. Под ней находится группа курганов. В пещере имеется культурный слой. Она сквозная. Вход состоит из двух отверстий, расположенных перпендикулярно друг другу. Пещера вполне могла использоваться и как пункт астрологического наблюдения. В средней части святилища находится каменный утес, имеющий с южной стороны отвесную стену, обращенную к террасе с курганами и к реке. Особенностью восточной части является наличие больших валунов, среди которых располагаются крупные курганы.
В средней части святилища – «храма под открытым небом» на фоне гор выделяется каменный утес в виде выступа. Он имеет вверху довольно просторную горизонтальную площадку, а с южной стороны – отвесную стену, обращенную к террасе с курганами и к реке. Побывавшая здесь в 1979 году Окладникова Е. А. так описала это место:
«Светлые с серыми затеками скалы утеса делают особенно живописными естественные вертикальные выщерблены и трещины, глубокие западины и ниши».
Своеобразный вид каменного выступа сразу же привлекает к себе внимание, обладает особой притягательной силой и оказывает различное психологическое воздействие.
По всей видимости, здесь находился центр отправления церемоний, связанных с культом предков и другими религиозными представлениями. В нишах скалы «Бийке» до сегодняшнего времени сохранились петроглифы. Среди которых основное место занимают зооморфные изображения, но есть и антропоморфные – силуэты людей. Все зафиксированные изображения Бийкенской писаницы сделаны в технике сплошной точечной выбивки. Петроглифы Бийкенской писаницы сконцентрированы в трех местонахождениях: в западном гроте, на отвесной стене и в восточном гроте. Вообще при визуальном осмотре гротов, где есть отметины в виде сажи и копоти, насчитывается 5. Больше всего петроглифов сконцентрировано в восточном гроте. Здесь на стенах грота можно выделить несколько композиций. Наиболее сохранилось и еще не стерлось временем изображение фаллофора и силуэты диких козликов с удлиненными туловищами и головами, повернутыми вправо – к северу. Антропоморфные рисунки - это своеобразные схематические изображения людей с подчеркнутыми признаками пола, Ученые (Окладникова Е.А.) относят некоторые изображения фаллофоров к эпохе поздней бронзы, другие к раннему железному веку.
Изображение людей с подчеркнутыми признаками пола, массивными, гипертрофированными фаллосами и тестикулами должно быть связано с идеями плодородия, рождения новых членов рода, обеспечения стабильности численности родовых коллективов. Изображения фаллофоров рядом с животными связано со стремлением подобным символическим образом обеспечить воспроизводство и стабильность численности промысловых животных.
В западном гроте изображений мало, основные среди них - рисунки быков. Исполнены они своеобразно и вместе с рисунком козла составляют самостоятельную композицию. Считается, что изображения быков более архаичные, чем иные петроглифы Бийки.
Рядом с западным гротом с изображениями быком есть на небольшом выглаженном участке плохо различимые и испорченные временем рисунки «вооруженных» людей, где различимы два персонажа. В западной части скалы имеются два места с так называемыми чашевидными углублениями. Основное местонахождение представляет собой скопление более 40 лунок различного диаметра и углубления.
Место это всегда влекло археологов. В святилище велись археологические и археоастрономические исследования (Тишкин, 1994, 1996, 2000, Тишкин Горбнов, 2005; Марсадолов, Горшков, Стеганцева, Тишкин, Ченцов, 2005; Марсадолов, 2007).
О Бийкенском святилище я знаю давно, да и в наши дни бываю здесь часто. В 2018 году мы общались с Николаем Дмитриевичем Согоноковым, который провел для нас прекрасную экскурсию по Чемальскому тракту, показав много интересного и нового. О Бийкенской скале Николай Дмитриевич сказал, что в ее очертаниях ему видится силуэт человека - Белого Шамана. И добавил, что хорошо виден образ сидящего богатыря с противоположного берега Катуни. Но образ шамана мне не виделся на тот момент, поэтому серьезно к словам Николая я не отнеслась. Где-то с прошлого сезона 2019 года в Интернете стали появляться посты туристов о Скале Шамана, то есть в моем понимании Бийкенской скале. В том же сезоне к западу от скалы, у пещеры был установлен аил (чадыр), где отдыхающим предлагались экскурсии, в ходе которых рассказывалось и о Скале Шамана.
Ранее нигде в статьях ученых, археологов я не встречала подобного названия Бийкенской скалы и тем более, что эта скала – Шаманское место. Я решила тщательно осмотреть скалу и 3 мая 2020 отправилась в Бийкенское святилище. Я обошла скалу с западной, южной стороны и решила подняться вдоль ее восточного подножия, и посмотреть пути восхождение на ее вершину, точнее верхнюю площадку. То, что там, на вершине скалы есть площадка, я увидела лет пять назад, снимая эту скалу с бома, что ограничивает эту речную террасу, где расположено, по мнению ученых, Святилище, с востока. Мысль подняться на верхнюю площадку возникла сама собой во время осмотра. Я вспомнила рассказ туристки, о том, что смотрительница этого аила, проводящая экскурсии, отметила, что на скалу подниматься не стоит, тем более, после захода солнца…
Однако, держа в голове всю эту информацию, я поднималась по сыпучему склону, вглядываясь в лучшее место для подъема. Мне удалось взобраться на восточный борт горы и подойти вплотную к самой площадке, от которой меня отделяли какие-то метров 50. Но, разглядывая эту площадку, на скале справа мой взор сосредоточился на антропоморфном лике. «Нижняя челюсть» у него была опущена, «рот» открыт, сглаженная линия лба переходила в треугольный нос. Этот лик как бы разделял скальное пространство горы, нависающей над площадкой Бийкенской скалы и ее саму.
Я долго сидела и думала о том, стоит ли идти на эту площадку. И после некоторых раздумий от идеи посетить ее отказалась. С одной стороны, какая-то неведомая сила меня туда влекла, причем шла, точнее, карабкалась я одна. Склон был очень крутой, осыпной и слабо задернованный куртинами полыни и караганой древовидной. По этому склону в поисках подхода мне пришлось подняться намного выше вершины Бийкенской скалы. Мне оставалось всего метров 50 пройти по скалам…
С другой стороны, словосочетание «Скала Шамана» тоже не могло не остерегать. Да и «кричащий» лик меня тоже насторожил. Я сидела на скале: внизу – обрыв, вверху – скальная стена, впереди – вершина Шаманской скалы, густо покрытая кустарниковыми зарослями цветущей караганы. Интересно, что стоящие внизу люди даже и не предполагают, что на этой безжизненной скале есть такой буйный растительный покров, который, словно, «зеленая шапка» покрывает каменную вершину. Еще от места моего сидения в необычном ракурсе предстает дорога, вьющаяся вдоль Катуни серой лентой. По террасе она – лента прямая, а у бома, вдруг, начинает извиваться, словно змея в движении. За бомом дорога теряется из виду, чтобы ее узреть, надо подняться еще выше.
Несмотря на почти сплошную, правда, негустую облачность, виды отсюда открываются интересные и новые для меня. Вполне возможно, что эта площадка на вершине скалы ранее посещалась, и в том числе теми, кто оставил здесь курганы и наскальные рисунки. Вполне возможно, что это своеобразный пьедестал для совершения определенных обрядов. То, что эта скала имеет плоскую вершину, я заметила несколько лет назад с того самого бома, по которому извивается дорога. Был прекрасный осенний вечер, в лучах мягкого желтого освещения эта скала казалось сказочной. Она тогда мне напомнила печь, такую русскую печь из сказки «Гуси – Лебеди». Так вот, с того места на дороге, что идет по восточному бому эта Бийкенская скала казалась мне совсем небольшой по сравнению с той горой, что воздымалась над ней.
То есть эта, так называемая, Скала Шамана, казалась ступенью: ступенью в горы, ступенью в иной мир, ступенью на другой уровень…
У каждого из нас свои ступени, думалось мне тогда и сейчас, сидя на скальном уступе. Было тепло, даже жарко, хотелось пить. Где то внизу, чуть ниже места моего нахождения в кустах караганы, рос пышный ревень. Мне – туда, решила я и стала спускаться. Ревень этот был самым вкусным из тех, что приводилось мне когда-либо пробовать. Мне даже показалось, что он был совсем даже не кислым, а сладким и очень сочным. Спускаться пришлось местами на пятой точке, и хочешь – не хочешь - жертвовать штанами…
Еще у меня был такой случай. Это было где-то во второй половине 90-х годов. У меня на экскурсии была весьма своеобразная группа – почти мужская. Я много рассказывала о необычности и сакральности этого места, а мужчины мне вторили, что, курганы, петроглифы, святилище – это, мол, все интересно, но не настолько. Самое интересное, по их мнению, было то, что крайняя правая скала напоминала им образ спускающегося к реке крокодила, соседняя с ней – сидящего задом слона с повернутой влево головой, а Бийкенская скала – имеет много образов, в том числе и силуэт обезьяны. У каждого свое видение, подумалось тогда мне, однако все эти образы я взяла себе на заметку, ведь, действительно самые крайние скалы этой местности напоминают «Слона и Крокодила»…. Присмотритесь и вы…
Путешествия продолжаются… Ольга Шадрина, фото автора
Организую экскурсии, реализую авторские путеводители по Алтаю,
будет интересно!