Найти в Дзене

Н.Эльяш. Воскрешение «Корсара»// Советская музыка. – 1959. - № 3. – С. 114 – 116

В «Корсаре» на сцене театра имени Станиславского и Немировича-Данченко танцуют много, увлечённо, смело. Танцуют порой с настоящей виртуозностью и блеском. Молодой балетмейстер Н.Гришина в этой работе проявила настоящий творческий темперамент, выдумку, изобретательность.

В спектакле воскрешены такие, к сожалению, почти забытые у нас танцевальные формы, как гранд па, традиционное па-де-де насыщенно большим количеством сложных прыжковых движений, наконец, две ведущие мужские партии обретают свою характеристику в технически сложном, эффектном танцевальном рисунке. Н.Гришина показала и своё умение строить сложные композиции ансамблевых танцев, а также создавать яркие сольные миниатюры, в совокупности образующие интересный балетный дивертисмент (сцена в гареме).

В работе балетмейстера заметно стремление к созданию цельного спектакля, единого по своему танцевальному языку. Из всех виденных нами «Корсаров» этот наименее эклектичен, все действенные линии в нём развиты логичнее и законченнее, чем во многих других вариантах балета.

Цельности спектакля во многом способствует и то, что партитура «Корсара» очищена от многочисленных чужеродных наслоений.

Танцевальная щедрость и полнота спектакля вызывают горячую увлеченность артистов. Это настроение передаётся и зрителям. Они смотрят балет с удовольствием, много аплодируют. Неистощимый поток танцев создаёт в спектакле приподнятую атмосферу.

И тем не менее спектакль не лишён значительных недостатков. Здесь со многим хочется спорить, многое отрицать. Появление «Корсара» на афише театра, снискавшего славу смелого новатора в воплощении героической темы, заставляло думать о том, что балетный коллектив останется верен своим традициям, сумеет создать произведение поистине страстное и темпераментное.

Зритель ожидал, что «Корсар», наконец, обретёт черты настоящего романтического спектакля, приблизится к возвышенному строю поэмы Байрона.

Но как ни старалась балетмейстер Н.Гришина усилить и подчеркнуть героическую тему балета, создать спектакль о мужественных, смелых и гордых людях – этому противится и либретто, содержащее слишком много привычной балетной условности, и прежде всего сама музыка Адана, которая, при всей своей мелодичности и танцевальности, легковесна и наивна: эта музыка вряд ли может служить настоящей основой для создания героического спектакля.

Музыкальные характеристики в «Корсаре» упрощены, недостаточно колоритны, симфоническое развитие почти отсутствует, партитура «жидка» и мало темпераментна.

Это не могло не сказаться и на сценическом воплощении балета. Он начинается впечатляющей сценой морского боя, передающей атмосферу опасностей, битв и тревог, в которых протекает действие спектакля. Столь же напряжённая атмосфера есть в сцене тюрьмы и в некоторых других эпизодах. Но основная героическая линия всё время теряется, уступая место чисто зрелищным эффектам. И это закономерно, ибо в партитуре нет того огня, который мог бы осветить и вдохновить весб спектакль.

Перед нами разворачивается вереница красивых танцев, и, любуясь ими, мы то и дело забываем л судьбе мужественного Конрада и прекрасной, стойкой Медоры. Да и сами характеры героев выявлены недостаточно ясно, хотя в спектакле есть несолько интересных эпизодов, где образы героев, напряжённость ситуаций передаются через действенный танец и выразительную пластику.

Балетмейстер Н.Гришина и художник А.Людмилин увлеклись внешней яркостью , пышностью, парадностью. Подчёркнуты парадны и пестры костюмы. Излишняя яркость и пестрота порою дают о себе знать и в танцевальных композициях, подчёркнуто эффектных и эстрадно броских. В отдельных сценах есть налёт «балетного ориентализма».

В 1956 году Н.Гришина ставила «Корсар» на сцене Свердловского театра оперы и балета. Новая её работа над этим балетом богаче в танцевальном отношении, но утратила ту благородную сдержанность, тот суровый романтический колорит, который привлекал в свердловской постановке.

Участники нового спектакля получили отличную возможность проявить всё своё танцевальное мастерство.

В.Бовт танцует Медору не только с настоящим виртуозным блеском, апломбом и смелостью, но и покоряет лёгкостью, отточенностью, музыкальностью. Эти качества проявились в последних работах актрисы, творческий рост которой ощущается с каждой её новой партией.

Партию Гюльнары танцуют Э.Власова и Э.Кузнецова. Власова по-настоящему артистично передаёт порывистый, мятущийся темперамент Гюльнары, томление её безответной любви к Конраду. Её танец органично сочетает порывистость с восточной мягкостью, негой поз и движений.

Э.Кузнецова играет Гюльнару более сдержанно, её чувства глубоко затаены. Она замкнута и горда в своей любви и в своём горе. Танец Э.Кузнецовой, как всегда, привлекает благородной академичностью, чистотой стиля.

С большой экспрессией и темпераментом исполняет пляску дикой невольницы А.Крупенина.

В «Корсаре» так же, как и в других последних работах театра, обращают на себя внимание даровитые молодые танцовщицы Л.Лихачёва, В Ермилова, Н.Церивитинова, обладающие несомненной индивидуальностью и артистичностью.

На характерах мужских партий следует остановиться особо. Молодой балетмейстер создал запоминающиеся, выразительные мужские танцы и вариации, может быть даже порой нарочито и подчёркнуто усложнённые. Но во всяком случае в них нет безликости балетных «кавалеров» , они ярко импульсивны, энергичны, насыщены настоящей танцевальной динамикой.

М.Лиепа, исполняющий роль Конрада, удачно сочетает лёгкость, элегантность танца с мужественностью, простотой эмоционального выражения. Это позволяет ему создать убедительный образ предводителя корсаров Конрада.

Ю.Трепыхалин, танцующий партию злобного Бирбанто, хорошо ощущает пластический характер образа, но ему ещё мешает некоторая скованность, робость. , думается, что постепенно, от спектакля к спектаклю, партия наполнится большим темпераментом и силой.

Украшением спектакля служит мужественный, патетический танецЮ.Кузнецова, с успехом выступающего в гранд па.

Итак, в этом спектакле есть немало радующих танцевальных находок. Но хотелось бы, чтобы в будущем молодой балетмейстер Н.Гришина обращалась к темам более значительным и интересным, чем старый наивный сюжет и музыка балетного «Корсара». Новые и, главное, более ёмкие задачи позволят её ещё полнее раскрыть своё балетмейстерское умение.

В своё время, в начале 30-х годов художественный руководитель балета театра им. Станиславского и Немировича-Данченко Вл.Бурмейстер тоже начинал с «Корсара». Теперь все знают его путь от «картонно»-бутафорской романтичности «Корсара» к подлинной суровой героике «Лолы» и «Берега надежды».

Будем надеяться, что, начав с «Корсара», Н.Гришина от спектакля к спектаклю будет решать всё более серьёзные творческие задачи, соединяя своё пристрастие к танцевальной яркости и щедрости с масштабностью и глубиной воплощения тем и образов.

****************

Слово от Натальи Наумовой (Дель Ветти):

Данная статья перепечатана мною без каких-либо правок – так, как она была представлена в журнале.

Я не застала на сцене «Корсар» Нины Гришиной. Но эта версия предшествовала выдающейся постановке «Корсара» Дмитрия Брянцева.

«Корсар» Н.Гришиной не сохранился полностью в записи. Остались лишь чёрно-белые фрагменты. Но даже они показывают достоинства спектакля. Забвения «Корсар» Гришиной точно не заслуживает. В любом случае это – одна из славных страниц театра.

Сейчас очень важно вспомнить славные страницы истории балета театра. Хочется верить в его возрождение.

Ставьте лайк и подписывайтесь на мой канал!