Еще в 5 веке до н. э. Демокрит писал: «От животных мы путем подражания научились важнейшим делам паука (подражая ему) в ткацком и портняжных ремеслах, мы ученики ласточки в построении жилищ ...».
По мере развития человек постепенно отдалялся от природы, формируя собственный путь развития. Тем не менее использование сложных составных строительных материалов не отвело архитектурные формы от той малой толики органичности, которая присуща дереву, цветку, пчелиному улью или раковине малюска.
Антонио Гауди. Саграда Фамилия. Каса Мила и многое другое.
Первым, кто осмысленно и откровенно поддался природным формам, стал Антонио Гауди - великий архитектор, живший в эпоху модерна (кон.19- нач. 20 века).
Гауди говорил:
«Человек постоянно находится в процессе творчества. Но человек ничего не создает, он открывает. Тот, кто стремится постичь законы природы для обоснования своей новой работы, трудится совместно с Создателем. Тот, кто только копирует, не помогает ему».
Поэтому, чтобы создать что-то оригинальное, нужно взглянуть вокруг-на природу, на первоисточник. Чем дальше он отходил от принятых канонов, застоев религиозной архитектуры, принципов формирования пространства, созданных человеком, тем гениальнее, прекраснее и непонятнее его архитектура.
Известно, что при проектировании скамеек в Парке Гуэля Антонио Гауди заставлял строителей и себя вместе с ними садится в застывающий бетон для формирования эргономичной формы поверхностей.
Гюстав Эйфель
К столетию Великой французской революции в париже открывалась Всемирная выставка. На конкурс от Франции прибыло 700 проектов. Лучшим был признан проект инженера-мостовика Александра Гюстава Эйфеля.
Башня была собрана из 15 000 металлических элементов и 2 500 000 заклепок.
Биологи, инженеры и архитекторы обратили внимание на столь интересную конструкцию. И изучив ее, пришли к неожиданному открытию: изящная конструкция Эйфелевой башни в точности повторяет (совпадают даже углы несущих поверхностей) строение большой берцовой кости, легко выдерживающей тяжесть человеческого тела! Оказывается, то, что рассчитывали инженеры, что с таким трудом проектировал Эйфель, природа создала и отполировала до блеска эволюционирующем тысячелетиями живом организме.
Башни Аль-Бахар в Абу-Даби
Главной задачей архитекторов из Aedas Architects стало создать комфортную среду в помещениях комплекса. При температуре на свежем воздухе, часто достигающей 50 градусов, необходимо крайне точно обдумать объем и время попадания естественного света. Благодаря сочетаю древних арабских традиций, принципов растений закрывать и открывать поры для насыщения влагой и раскрытие бутонов для процесса фотосинтеза навело инженеров на идею снабдить здание подвижными панелями.
Фасад оснащен умной системой затенения. Компьютер анализирует освещение и раскрывает или закрывает элементы, перекрывая доступ света в помещение, тем самым предотвращая чрезмерную инсоляцию.
Филиппо Брунеллески. Купол Санта Мария дель Фьере
Собор, возводящийся в конца 13 века стоял без купола. Многие пытливые умы почти век пытались придумать, как перекрыть пролет в 42 метра при этом не потратить половину бюджета на строительство одних только лесов.
В 1418 году на конкурсе, проведенным для архитекторов Флоренции, лучшими были признаны модели Брунеллески и Гиберти, причем проект Брунеллески, предложивший новаторский способ кирпичной кладки без лесов, сразу вызвал сенсацию.
Строить без лесов позволила стрельчатая форма купола. Брунеллески создал такой изгиб поверхности, что все нагрузки передавались от кирпича к кирпичу и в итоге реакция опоры была направлена вертикально вдоль стен вниз. Таким образом 42 метровый пролет не разъезжался. В основу изгиба купола легли пропорции яйца - это можно заметить, если внимательно посмотреть на схемы ниже.
В 1446 году купол был завершен. Его высота от пола собора составила 91 метр, а световой фонарь был высотой 16 метров. Филиппо Изобрел массу машин для подъема грузов. И это не удивительно, ведь он сталкивался с такими задачами, с которыми никто из его коллег, а может и современников до сих пор не сталкивались.
Например, при строительстве ежедневно необходимо было поднимать около 6 тонн материала - камня, дерева, кирпича; а общая масса купола по подсчетам составляет 9 000 тонн и это без учета фонаря из мрамора!
Ставьте лайки и высказывайте свои мысли под этой статьей. Мы очень любим дискуссии :)
Мы любим наших читателей, а тех, кто подписан на нас мы вдобавок балуем незабвенными фактами и рассказами об архитектуре и живописи.