Недавно я смотрел очередной стрим, и на нем стример выбирал лучший видеоигровой саундтрек (ну, знаете, популярный в последнее время корейский сайт с тестами, работающими по принципу финальной сетки). Во время просмотра я заметил, что разные инструментальные композиции вызывают разные эмоции и ассоциации. И это породило в голове ряд вопросов: как музыка влияет на наше настроение? Почему определенные мелодии, структуры, ноты, сочетания, гармонии вызывают соответствующие им определенные чувства? Есть ли законы, описывающие этот процесс? Можно ли их описать математически? И если да, то как скоро искусственный интеллект начнет писать музыку, неотличимую от человеческой? Или это уже происходит? Я попробую поискать ответы, выудить правду, привести примеры и порассуждать в этой серии статей.
Примеры
Для начала приведу несколько примеров прямо из стрима, из игровой индустрии и опишу чувства, эмоции, настроения.
Red Dead Redemption: вызов, отчаяние, смелость, боевой дух, подъем, трагедия, месть, устойчивые ассоциации со спагетти-вестернами и музыкой Эннио Морриконе. Почему? Даже в отрыве от игры про ковбоев ассоциации с Диким Западом всё равно неизбежны: определенный строй, инструменты, "фишки", особенности, маршевый ритм, звук колокола, духовые инструменты, тарелки. Вопрос только в том, что первично. Музыка ассоциируется с ковбоями потому, что когда-то первые композиторы спагетти-вестернов создали законы этого жанра. Но откуда эмоции? Неужели, если бы первым саундтреком к вестерну была мелодия из Looney Tunes, то сейчас мы бы скакали на компьютерных лошадях под веселые мелодии? Вряд ли.
The Witcher III: Wild Hunt — Sword of Destiny: это бой, превозмогание, борьба за жизнь, танцы с мечом, азарт сражения, ритуальность боя, и явные славянские мотивы. Почему? Вокал, характерный для народных песен восточно-европейской культуры, экзотические сегодня, но распространенные раньше инструменты, множество ударных, резких, отрывистых звуков разных тональностей и высот. Борьба слышится в первой половине, танец — во второй, и это в отрыве от игры. Взяв вместе с ней, получите саундтрек, который создает половину всей атмосферы игры. А славянские корни, как ни странно, берут начало в наших корнях. Все мы видели и слышали народные ансамбли, а кто-то в них участвовал.
Valiant Hearts: The Great War: это печаль, грусть, трагичность, подобную музыку часто вставляют в слезливые видео, она действительно очень трогает, но дарит крошечную надежду. Так работают клавишные. Вся самая грустная музыка на Земле играется клавишными.
Mafia 2: драма, преследование, криминал, чувство паранойи, опасности, борьбы, морального выбора. Если послушать полностью, можно целый сюжет придумать, и он точно будет связан с криминалом, и точно будет драматичным. Это — заслуга композитора, целого оркестра инструментов, затяжных партий, смены ритмики, приемов и так далее. Очевидно, ассоциации также плотно привязаны к определенным критериям музыки, которую мы слышим.
Grand Theft Auto 4: главная тема игры — прямое отражение самой игры. Покачивание виолончели, вкрапления струнных, суровый гангстерский хип-хоп-бит, танец смычков, драма маленького человека на фоне криминального мира Нью-Йорка, серая и грязная, как его улицы. Это не семейная драма, семьи здесь мало. Это скорее драма типа "никого не жалко", история одиночества и предательства, борьбы в жестоком реальном мире. Это еще один сюжет, который можно сплести из трехминутной мелодии в отрыве от игры.
Far Cry 3 Blood Dragon: музыка из 1980-х, ретро-футуризм, фантастические фильмы категории B, шаблоны, клише, синтезаторы, уверенность, экшн. Здесь даже нет вопроса, откуда эти ассоциации. Вопрос только в том, почему они изначально такие.
Вывод
Мы выяснили, что музыка способна создавать настроение, настраивать человека на нужную волну, вызывать определенные эмоции, даже предлагать сюжеты и пробуждать креатив. И выяснили, что в каждом из рассмотренных треков есть свои особенности, которые за это отвечают. Но почему именно эти особенности вызывают именно такие чувства? Это связано со сложившейся культурой, как в примере с вестернами под Looney Tunes, или конкретные сочетания нот и звуков создают волны, которые действуют непосредственно на мозг, влияя на зоны, отвечающие за эмоции? Как с языком, когда разные части языка отвечают за распознавание разных вкусов. Первый вариант очевиден и скорее всего имеет какую-то часть влияния. Например, влияние используемых инструментов, вероятно, продиктовано как раз культурой и историей. Но интереснее разобраться во второй части, с самими звуками и их сочетаниями.
Дальше приведу то, что удалось найти на просторах Сети. Исследования говорят, что мозговые волны можно изменить музыкой и самогенерируемыми звуками. Так, бета-волны на частоте 14-20 Гц генерируются в результате повседневной деятельности и в периоды действия отрицательных эмоций. Альфа-волны (8-13 Гц) характеризуют спокойное состояние и хорошее настроение. Творчество, медитация и сон — тета-волны, 4-7 Гц. Глубокий сон, глубокая медитация и бессознательность — дельта-волны, 0,5-3 Гц. Таким образом, спокойная музыка может, как ни странно, успокоить. То есть на самом деле наоборот: мы называем музыку на ~60 ударов в минуту успокаивающей как раз из-за её эффекта. Но это лишь часть ответа.
Еще древние философы заметили, что интеллектуальные способности улучшаются, если заниматься учебой под музыку (но не бегите включать фэйса).
В отличие от классической музыки медики не рекомендуют долго слушать группы, играющие в стиле рэп, хард-рок и хеви-метал. Об этом говорят исследования, проведенные недавно мельбурнскими учеными. Хард-рок часто является причиной несознательной агрессии, рэп также пробуждает отрицательные эмоции, а хеви-метал и вовсе может стать причиной психических расстройств.
Что касается других жанров: блюз, джаз и регги могут вывести вас из депрессивного состояния; музыка в стили поп кому-то может поднять настроение, а кому-то испортить; мышечное и нервное напряжение снимет мелодичный рок, а тяжелый рок наоборот введет в ступор. Но следует заметить, что не стоит исключать индивидуальные предпочтения в музыкальных жанрах. (Научный журнал "Современные наукоемкие технологии" №7, ч.2, 2013г.)
Аристотель считал, что музыка может влиять на развитие личности человека (и сейчас это вполне очевидно), а древний врач Авиценна приравнял музыку к диете в качестве вспомогательного средства лечения. Аристотель ставил музыку в один ряд с грамматикой, математикой и гимнастикой. Таким образом, музыка с давних времен является, в первую очередь, вспомогательным механизмом и стимулятором в повседневной деятельности человека, а уже потом чем-то отдельным и праздным.
В настоящее время также проводятся исследования музыки и её влияния по трем основным направлениям: влияние отдельных инструментов, влияние отдельных классических композиторов и влияние народной музыки. В России музыкальная терапия признана официальной с 2003 года, ей пользуются в психологии, т. к. музыка обладает сильным воздействием на психо-эмоциональное состояние. Именно поэтому музыка является идеальным средством самовыражения. Она может точно показать ваши эмоции, способна их создавать, успокаивать, нейтрализовать, усиливать, активизировать, возбуждать. Но опять же, ПОЧЕМУ?
Понятно, что есть ритм, жанры, удивление от новинок, ожидание, удовлетворение. Но каков механизм воздействия, каковы законы её создания, какие правила мы бессознательно учитываем, когда пишем вдохновляющую, радостную или грустную музыку? Почему "восходящее стаккато нас эмоционально заводит, а длительные нисходящие секвенции действуют успокаивающее"? Это постараюсь выяснить в продолжении серии Законы музыки.
Сергей П.