Найти тему
ЦИРК. ТОЛЬКО ПРАВДА!

Гагик Аветисян: Клоуном я стал случайно

Цирк МАКСИМУС, как и все цирки России, да и наверно всего мира, сейчас закрыт. Но как только борьба с коронавирусом закончится, москвичи и гости столицы смогут увидеть интереснейшую программу в этом замечательном шапито. Один из главных героев программы – Чарли Чаплин.

ГАГИК АВЕТИСЯН и легендарный ОЛЕГ ПОПОВ
ГАГИК АВЕТИСЯН и легендарный ОЛЕГ ПОПОВ

Я могу говорить об этом смело, потому что видел множество роликов, доверяю вкусу своего давнего знакомого юмориста, мастера разговорного жанра Карена Аванесяна, и, конечно же, не могу не поверить восторженной публике, которая улыбаясь, хлопает клоуну Чарли.

Признаюсь, с таким титулованным клоуном мне еще не доводилось беседовать. Большинство наград клоуна Чарли – Гагика Аветисяна, на множестве цирковых фестивалей, завоеваны благодаря симпатии зрителей.

Но, еще знаменитый клоун Леонид Енгибаров сказал: «Клоун, это не профессия, а мировоззрение». Мировоззрение формируется с детских лет, поэтому и разговор начался с вопроса о детстве.

ПРИЗ ЗРИТЕЛЬСКИХ СИМПАТИЙ МОСКВА 2009
ПРИЗ ЗРИТЕЛЬСКИХ СИМПАТИЙ МОСКВА 2009

- Гагик, ваш друг Карен Аванесян хотел стать клоуном, но так им и не стал. Как получилось у вас? Это была детская мечта? И если это так, то с чего все начиналось?

- Все началось очень рано. Мне было всего четыре годика. Я взял шляпу и трость своего деда и стал подражать…

- Чарли Чаплину?

- Нет (смеется). Нашему соседу. Он немного хромал, а мне это казалось очень забавным. Шалость сошла мне с рук, поэтому я не остановился на этом. Наверно творческая жилка проснулась. Я продолжал что-то выдумывать, потому что мне очень хотелось, чтобы люди, которые были рядом, улыбались. Когда мне исполнилось 12 лет, я отправился во Дворец пионеров. Я знал, что там есть театральная студия. «Хочу заниматься у вас!» - заявил я серьезно руководителю студии.

ПРИЗ ЗРИТЕЛЬСКИХ СИМПАТИЙ
ПРИЗ ЗРИТЕЛЬСКИХ СИМПАТИЙ

Женщина спросила, ходил ли я в театральный кружок, хорошо ли я учусь, и еще много других вопросов задала, какие наверно задавала всем детям, которые к ней приходили. Узнав из моего ответа, что ничего особенного я делать не умею, она попросила прийти вместе с отцом. Папа не о каком театре слышать не хотел. Он мечтал сделать из меня хорошего моториста. В этом нет ничего удивительного, он работал в гараже ЦК коммунистической партии Армении. И все-таки я уговорил его поехать. Поговорив с руководителем студии, он сдался, и я стал изучать азы театрального искусства. Из Дворца пионеров я со временем перешел в театральную студию Ереванского ТЮЗа, а потом в студию «Миниатюра» при ЦДРИ. А в 1985 году из студии меня сразу взяли в профессиональный театр Генриха Маляна.

ПРИЗ ЗРИТЕЛЬСКИХ СИМПАТИЙ
ПРИЗ ЗРИТЕЛЬСКИХ СИМПАТИЙ

Для Армении это был свой Феллини. Он и открыл этот театр в Доме Кино. У него был свой режиссерский курс, который и стал основой труппы. Сегодня его выпускники известные артисты, которых знают и любят. Многие получили звание «народный артист». К сожалению, в России их известность не так велика, как на родине. Армянскому актеру в России сложно пробиться к славе. Сейчас все зависит от рекламы и продюсера. Все диктуют законы шоу-бизнеса.

- То есть, клоуном вы становиться не собирались?

ПРИЗ ЗРИТЕЛЬСКИХ СИМПАТИЙ ГОЛЛАНДИЯ 2010
ПРИЗ ЗРИТЕЛЬСКИХ СИМПАТИЙ ГОЛЛАНДИЯ 2010

- Меня поглотила театральная жизнь. Детские шалости остались в прошлом. Если честно, то о цирке я не мечтал. Я всего пару раз ходил на представления. Хотя у нас были и свои очень сильные артисты и программы хорошие приезжали. Правда, это я сейчас понимаю. Енгибаров, Саакян со своим бегемотом Мануком и многие другие.

А вот клоуны меня пугали. Возможно, потому что на их лицах было много грима и краски. И не были они смешными.

Одним словом о цирке, придя в театр, не вспоминал. Я стал помощником режиссера, а потом и роли получил, выходил на сцену.

ГАГИК АВЕТИСЯН
ГАГИК АВЕТИСЯН

- Как же стали клоуном?

- Случайно. Хотя я уверен, что в жизни все заранее спланировано. Но не нами (улыбается). Мы только исполнители воли.

В 1994 году у нас в Ереване совместно с артистами из Ташкента сформировалась маленькая цирковая труппа. Труппа собиралась на гастроли в Арабские Эмираты. Но начинались гастроли в Ташкенте. Руководили коллективом силовые акробаты братья Гаспарян. Они предложили поехать с ними, и я согласился.

- Были сложные годы, и нужно было хоть как-то зарабатывать?

- Это только одна из причин. Действительно, время наступило тяжелое, шла война с Азербайджаном. Но дело не в деньгах, хотя в театре спектаклей практически не было. Выручали съемки в телеспектаклях, а еще меня стали активно приглашать в местное кино. В фильме «Рядовой Киракос» я играл главную роль. Фильм в Армении полюбили, стали снимать продолжение. Это была комедия о жизни армянского солдата в армии. Заказчиком выступало Министерство обороны Армении. И снимали! Хотя были проблемы и с электричеством (свет постоянно отключали) и с газом. Может быть, поэтому людям хотелось смеяться. Я обрел в Армении популярность, меня стали узнавать на улицах.

КЛОУН ЧАРЛИ
КЛОУН ЧАРЛИ

Я согласился, потому что хотелось попробовать что-то новое. И думал, что за месяц в Ташкенте в Ереване меня забыть не успеют. Никаких репетиций практически не было. В Ташкенте и состоялся мой дебют.

- И вы сразу вышли в образе Чарли Чаплина?

- Нет, я работал в паре, и мы делали обычные классические репризы. Для театрального артиста это было довольно просто. Публика приняла очень тепло. На второй день ко мне подошел директор Ташкентского цирка:

- Почему я тебя не помню? Ты ведь из Росгосцирка и уже лет десять как на арене?

- Нет, - отвечаю я, - вчера я вышел на арену впервые.

Он, конечно же, не поверил, стал проверять, а когда убедился, что я говорю правду, очень удивился. А я, чувствуя, что мне нравится быть клоуном, в Ереван не вернулся, и поехал с труппой дальше: Бишкек, Эмираты, Ливан, еще какие-то страны, уже не помню. Только через полгода я попал домой. А мой партнер остался в Ташкенте. Но цирк меня так увлек, что я решил продолжить свою карьеру, только уже соло.

Продолжение следует…

Андрей ВАРТИКОВ фото из архива Гагика Аветисяна