Найти в Дзене

Первое мая: история праздника и почему мы его празднуем?

Оглавление

История Первого мая имеет римские корни и когда-то была языческим праздником. Этот праздник весны был глубоко связан с вечным круговоротом рождения, жизни и смерти.

Что такое праздник Первого Мая и почему он празднуется?

Первомайский день - это первый день мая, традиционно праздник весны и пробуждения природы после зимних месяцев. Обычно он ассоциируется с майскими деревьями, цветами и танцами, с празднованиями, иногда включающими коронацию "майского короля" или "королевы".

В Великобритании Первомайский день иногда ассоциируется с банковским выходным днем в том же месяце - последний был официально оформлен как национальный праздник в 1978 году при лейбористском правительстве. Это было инициировано Майклом Фотом (Michael Foot), тогдашним государственным секретарем по вопросам занятости, чтобы приурочить его к Международному дню труда. Однако корни первомайского праздника уходят в тысячи лет назад.

https://pixabay.com/get/57e3d3464d50a514f6da8c7dda29317c153bdde5514c704c7d277dd2974fc350_1280.jpg
https://pixabay.com/get/57e3d3464d50a514f6da8c7dda29317c153bdde5514c704c7d277dd2974fc350_1280.jpg

Каковы истоки Первомайского дня?

Первомайский день, вероятно, имеет римские корни, вытекающие из фестиваля Флоралия, который был праздником плодородия и природы, который состоялся около начала мая и был посвящен богине Флоре. Однако считается, что первомайский день уходит корнями в кельтский фестиваль Бельтан - день, который знаменует начало лета и считается лучшим временем для выпаса животных на пастбище. Преподобный Беде (673 г. н.э. - 735 г. н.э.), один из величайших ученых англо-саксонского периода, отмечает, что месяц май был временем, когда скот доили три раза в день и выгоняли на пастбище.

На церемониальном уровне этот сезонный переход был отмечен огнем, который символизировал смерть зимы и рождение новой жизни (или переход зимы в весну и лето).

Является ли майский день языческим праздником?

Празднование Первомайского дня тесно связано с вечным круговоротом рождения, жизни и смерти Земли, и в празднике, как правило, заложены языческие ценности - ориентация на силу и энергию мира природы. Бельтан также был друидским ритуалом (друиды были язычниками), и в нем совершались жертвоприношения огнем из костра костей, символизирующим рождение нового сезона. Эти жертвоприношения обычно были куклами - сделанными из соломы или дерева из леса, - но назывались "майским королём".

Несмотря на то, что Первомайский день не был яростно противопоставлен христианской Церкви, он столкнулся с противодействием. Например, в 1240 году епископ Линкольн был в ярости от того, что некоторые из его священников наслаждались празднованием Первомайского дня, погружаясь в языческую традицию, которую христианская церковь стремилась преодолеть. Впоследствии он превратился в светский праздник - в центре внимания которого были труд, земледелие и цикл времен года.

Как традиционно отмечался Первомайский день?

Как и римский праздник Флоралия, первомайский день отмечался с использованием флоры (особенно цветов и другой растительности). В поэме Джона Лидгейта "Мумминг в Епископвуде" (15-й век) описывается "могучая Флора, богиня свежих, роскошных цветов", а в "Рыцарской сказке" Джеффри Чосер упоминает в качестве украшений жимолость и боярышник.

В мае люди традиционно собирали цветы, цветы и веточки, чтобы украсить свой дом, а когда собирали букеты, то буквально "пели в мае". Женщины и девушки рано вставали и умывались свежей майской утренней росой, так как считалось, что это сделает их лица сияющими, сгладит недостатки кожи и привлечет их будущего супруга. Предположительно, в 1515 году первая жена Генриха VIII, Екатерина Арагонская, вывела своих дам рано утром, чтобы омыть себя в майской росе с ее целебными свойствами.

Самым культовым выражением майских праздников является Майское Дерево - центр празднования и танцев. Первоначально это было большое дерево в лесу, которое украшали на месте, но позже его начали срубать и привозить в деревню (или общину), чтобы украсить цветами, венками, носовыми платочками и лентами. Танец вокруг него был выражением радости новой жизни.

https://pixabay.com/get/52e8d1434353ac14f6da8c7dda29317c153bdde5514c704c7d277dd2974ec65a_1280.jpg
https://pixabay.com/get/52e8d1434353ac14f6da8c7dda29317c153bdde5514c704c7d277dd2974ec65a_1280.jpg

Как развивалась традиция Первого мая?

В межцарственный период с 1649 года Первомайский день был запрещен, так как считался еще одним легкомысленным и богохульным праздником. Однако, как и большая часть фривольности и радости, которая была отвергнута пуританами, он был восстановлен в период Восстановления при Карле II. Первомайский день продолжал оставаться гражданским праздником и получил дальнейшее развитие как праздник трудящихся и крестьян, например, доярок. Это видно из баллады 1630 года, которая содержит заключительный стих "В честь доильной пары". Эта связь с доярками соответствует обычаю первомайского дня, когда коровы стали более регулярно доиться в мае.

Первомайский танец был популярен в викторианском обществе, и в 19 веке возродились украшения и танцы вокруг майского дерева, которые исполняли девушки. Сегодня школы и деревни до сих пор иногда отмечают Первомайский день, и он чаще всего продолжается как общинный обычай - выражение общности, песни и танца.

Однако есть места в Девоне, Корнуолле и Шотландии, которые продолжают древний обычай Белтана - 1 мая все еще сжигают костры, чтобы очистить старое и приветствовать лето и надежду на новую жизнь.