Найти тему

Входим в зону турбулентности Как спасать сбережения

Спешу заверить, к таким выводами сейчас пришел не только я. И, каким бы странными и неутешительными для некоторых они бы не показались, это похоже на правду. Хотя увидеть и понять многое, из того, что я намерен тут написать, никто никому не мешал и раньше.

Думаю, дело в наших привычках. Мы привыкли к тому, что такие вещи подаются как некий продающий текст. Текст, призывающий нас вкладывать в тот или иной актив. Иногда реклама в таком тексте скрыта достаточно хорошо, иногда не очень, но, читая, мы часто ждем от автора какого-то выхода, катарсиса, в результате которого мы вдохновимся, просветлеем и такие все правильно мотивированные начнем правильно вкладывать свои деньги.

Да, вроде бы всемирная паутина действительно дает миллионы ответов на тему, как сохранить и приумножить. Но они отчасти справедливы в период стабильности. А от другой части содержание этих ответов, если вы занимались их чтением достаточно долго и делали это внимательно, разочарует. Если у вас все в порядке с мышлением, вам станет ясно, что авторы статей продвигают какие-то свои бизнес интересы. Или пытаются затянуть в чужие. Вероятно, от избытка альтруизма.

Я не буду вас никуда тянуть. Моя область – недвижимость. О недвижимости, как активе для сохранения сбережений я уже писал два месяца назад и, думаю, напишу еще, сейчас только об альтернативных средствах хранения. Что с ними не так. Или так?

Начиная где-то с 2011 года, этот вопрос возникал во время работы с клиентами очень часто, поэтому есть соответствующие опыт и статистика. Считайте, что эти данные моих личных наблюдений - просто бонус к другим статьям. Бонус из очень большого количества букв.

Примерно до середины нулевых годов многие люди считали логичным и комфортным для себя образом жизни иметь свой бизнес. Это давало независимость, некоторую свободу и, как говорил опыт многих, финансовое благополучие. Однако, с конца нулевых стали появляться те, кто уже хотел продать свой бизнес, и на вырученные деньги приобрести актив, который помог бы им сохранить нажитое и, в тоже время, стать немного рантье, то есть получать так называемый пассивный доход.

Со временем таких людей стало больше. К бизнесменам прибавились чиновники и силовики, а в ситуации наметились ярко выраженные тенденции. Если в середине и даже конце нулевых купить что-то, растущее в цене и приносящее доход было вполне возможно, в том числе и в сфере недвижимости, то со временем таких активов становилось все меньше. Сама стоимость активов в рублях еще как-то держалась и местами даже шла ноздря в ноздрю с инфляцией, но вот отдача от этих активов неминуемо снижалась. Ну, и сами активы становились все менее ликвидными.

Сейчас ситуация приблизилась к черте, за которой владение большинством активов без постоянной профессиональной работы с этим активом может стать просто нерентабельной.

Плюс эпидемия и плюс кризис, который за этим неминуемо последует.

Многие начинают догадываться, что происходит нечто серьезное. Или только начинает происходить – тут мнения «догадывающихся» расходятся. Но у них веские аргументы, и будущее, судя по многим признакам, действительно несет нам такие сюрпризы, которые никто не в силах просчитать, и строить жесткие предположения о судьбе каких-либо активов – означает тыкать пальцем в небо.

Но мы, практики и тыкать не будем. Просто попробуем включить внимание и смотреть не столько в прошлое с его закономерностями, многие из которых, вероятно, и останутся в прошлом, сколько в будущее. И его возможные реальные варианты. К которым в любом случае надо быть готовым, не зависимо от того, входим мы в это будущее или только приближаемся.

Но, на всякий случай, оценим вероятности. Вероятности стаи черных лебедей и последующих за этим сюрпризов.

Примерную оценку такой вероятности дадут некоторые положения теории управления корпорациями. Как я уже писал, что один из наиболее эффективных методов произвести внутри корпорации какие-то серьезные изменения - устроить серьезный кризис. Это называется – кризисное управление. Люди, занимающиеся консалтингом в этой области, знают, как это делается. Кризис, в этом контексте, хорош тем, что устраняет или существенно уменьшает сопротивление инерции, которая у всех больших системах огромна. Механизмы кризисного управления дают возможность произвести необходимые изменения, которые оздоровят ее работу. Ну, или развалят.

Согласно новой германской медицине, примерно тоже происходит с организмом человека во время болезни. Болезнь это реакция организма на нарушение равновесия его жизнеобразующих процессов. Она начинается не тогда, когда это равновесие нарушается, а когда организм это замечает и начинает исправлять. Это и есть кризис, болезнь. Организм поднимает температуру, осуществляет рвоту и т.п. И, если все исправляет - выздоравливает.

Теория управления не является тайной, поэтому вполне логично, что и сейчас в мире происходит или будет происходить то же самое. Государства, бюрократия и корпорации используют и будут использовать возникшую ситуацию с эпидемией – при этом неважно, насколько она действительно серьезна - для внедрения нужных им изменений.

Сложность в том, что разным серьезным и влиятельным силам нужны разные изменения. Кому-то нужно то, что некоторые блогеры называют цифровым фашизмом, кому-то срочно требуется защита определенных рынков сбыта, а кому-то наоборот – экспансия и экстерриториальное развитие. Поэтому и действия у них – до какого-то времени достаточно дружные и согласованные – в какой-то момент могут стать разнонаправленными. Или уже стали.

Но это – их проблемы. А что будет происходить с активами? С нашими активами, с нашими деньгами?

Дабы это понять, попробуем оценить масштаб беды. Сейчас это сложно, и мнения экспертов на эту тему расходятся. Кто-то полагает, что глубина падения будет примерно в полтора два раза глубже, чем во время краха 1929-1931 годов, кто-то мечтает о быстром восстановлении и выходе на докризисный уровень уже к концу 2020 года. При этом, многие активы сильно вырастут в цене, в то время как многие другие – таких большинство – в цене потеряют.

Для начала ответим себе на вопрос, какие вообще свойства важны для актива, который используется для сохранения нажитого? Вообще и во времена перемен.

В общем случае они следующие:

1. Ликвидность, способность быстрой конвертации актива в деньги или иной актив.

2. Способность сохранять стоимость при форс-мажорных обстоятельствах. Если ближе к текущему моменту – в условиях инфляции и массового падения доходов.

3. Минимальная стоимость содержания/хранения.

4. Вероятность потери и насильственного отчуждения: воровство, конфискация, потеря, порча.

5. Маржа, разница в ценах, по которым можно реально продать и купить актив.

На этом те, кто не любит читать и предпочитает теории практику, может остановиться. И стать сам себе бизнес консультантом, оценить тот актив, который у него есть, или который он может себе позволить приобрести, по этим пяти пунктам. Результатом будет достаточно взвешенная оценка. И возможный план действий.

Те, кто хочет разобраться глубже, и придти к неожиданным для многих выводам, может продолжить.

Немного истории.

Какие активы лучше всего сохранились у состоятельных людей дореволюционной еще царской России? У тех, кто анализировал, как все тогда происходило, возникает закономерный ответ - недвижимость в зарубежных юрисдикциях.

Другой вопрос, многим ли она помогла вернуть прежний уровень благосостояния? Большинство вилл в Биарице, Ницце и других популярных тогда местах, впоследствии были проданы. Недвижимость должна соответствовать доходам. А не соответствует, вы ее закладываете или продаете. А, если ваши доходы были большими в России, не факт, что на новом месте вы сможете обустроиться не хуже.

Но многих русскоязычных обитателей домов на озере Комо и юге Франции больше заботит другое. Насколько железобетонен этот актив в виду приближающегося?

О недвижимости, как объекте инвестирования, я уже писал. И могу написать еще много. С точки зрения актива для того, насколько такой актив хорош для того, что бы пересидеть турбулентность и сохранить капитал, я планирую написать отдельно. Дело в том, что недвижимость недвижимости рознь. Квартира в спальном районе и вилла на побережье теплого моря ведут себя во многих случаях по-разному. Сейчас, как и договорились, только о, так сказать, альтернативных активах.

Деньги.

Чем они хороши? Ликвидность. Она максимальна относительно всех других активов. Но, когда мы переходим к способности денег сохранять стоимость в условиях всеобщей турбулентности, тут деньги себя ведут значительно хуже. Даже валюты тех стран, где все относительно нормально, подвержены инфляции, а понять, где сейчас будет нормальнее всего, довольно сложно.

Относительно стоимости содержания тут тоже все очень даже неплохо. Правда многие швейцарские банки берут небольшую плату за хранение ваших денежных активов, но в общем случае они хранятся бесплатно или на них начисляется какой-то процент. Уверенность, что это процент покрывает инфляцию один из популярных видов заблуждения. У любой валюты инфляция больше, чем стоимость по вкладам.

Возможность потерять актив тут тоже есть, и она прямомпропорциональна размеру этого актива. Например в РФ максимальный размер компенсации по кладам 1.4 млн. рублей, в Евросоюзе 100 тыс. евро. Кстати сумму именно 100 тыс евро, если ничего не путаю, были верхней границей сохранения активов во время банковского кризиса на Кипре в 2013 году.

О рисках. В целом, все способы хранение денег, как в банковских структурах, так и в матрасах не лишены риска их потери. Если деньги относительно большие, это еще и трата нервов. Многие боятся иметь на своем счету или даже в банковской ячейке сумму эквивалентную средней стоимости квартиры в Москве. Причем боятся настолько сильно, что не решаются на весьма выгодные способы решения вопросов недвижимостью, если те требуют необходимости несколько месяцев жить в состоянии владельца десяти или пятнадцати миллионов рублей.

Но зато и маржа минимальна. Возможно, за исключением покупки экзотических валют.

Некоторая производная от денег – ценные бумаги. Акции, векселя, паи и т.д.

Это, к сожалению, не настолько моя тема, что бы тут что-то советовать. Безусловно, некоторые ценные бумаги на финише оказываются выгоднее денег. Вот только, если посчитать, сколько ценных бумаг перед кризисом, например 1929 года, продавалось на биржах, и сколько преумножили свою цену, скажем, к 1933 году, мы увидим, как трудно может быть делать такие инвестиции в период турбулентности.

На это накладываются риски самих структур, через которые делаются такие инвестиции. Дело в том, что хозяева таких структур заинтересованы в первую очередь привлечь максимальное количество денег, и уже во вторую – возвращать деньги вкладчикам.

Но, если вы профессиональный трейдер, ценные бумаги для вас могут оказаться предпочтительнее денег.

Золото, бриллианты.

Во все времена это был отличный способ сохранения активов. Во всяком случае, в периоды с относительно стабильным состоянием рынков и вообще мира.

Этот актив достаточно просто купить и продать. Но, если вы сам не являетесь активным участником рынка драгоценных металлов или ювелирных украшений, вы обречены на большую маржу при сделках на этом рынке и она будет намного превышать маржу при покупке или продаже валют.

С хранением тут тоже все относительно хорошо, даже лучше чем с деньгами. Дорогие украшения можно просто всегда иметь при себе или на себе. Особенно это актуально для дам, но и мужчины, особенно в былые времена, часть носили перстни, браслеты и цепи не только ради понтов. Да, риски насильственного отчуждения тут тоже есть, но они тут скорее криминального характера.

Есть еще один момент. Наличие в вашем распоряжении золота и бриллиантов вероятнее всего поможет вам выживать во времена катаклизмов, но еще и хороший способ накопления, если турбулентность вокруг зашкалило, и в вашем распоряжении оказался какой-то более ценный в моменте актив, чем золото. Например, еда. Или оружие. Или банда головорезов с дронами.

Антиквариат. Произведения искусства.

Тут все не очень просто с ликвидностью. Она высока во времена подъема, сомнительна во времена стагнации и низка во времена катаклизмов.

Безусловно, шедевр живописи и редкий старый документ вы сможете поменять на деньги или другой актив всегда. Вопрос, сколько вам за это дадут относительно его стоимости, если, например, вокруг голод. Буханку хлеба и банку тушенки? Но, если сохранили – его стоимость становится, как правило, только выше.

Способ хранения не самый простой. Зависит, собственно, от предмета. Например, громоздкая мебель требует специального помещения, картины и бумажные артефакты – специального микроклимата.

Поэтому и риски утраты существенно выше.

К ним прибавляется риск нарваться на подделку. Чтобы не нарваться, нужно или быть серьезным специалистом по антиквариату в какой-то конкретной теме, или иметь в близком кругу такого надежного человека.

Зато, если вы сделали удачное вложение, это не только поможет сохранить ваш капитал, но и преумножить его.

Средства производства и товары.

Если кто-то еще помнит учение Маркса, то помнит, что частная собственность на средства производства – одна из основ капитализма. Он даже может подумать, что владение средствами производства автоматом делает человека капиталистом. Буржуа.

Это не совсем так. Средства производства и в благоприятное время требуют определенных затрат на свое содержание. Часто больших. Но в хорошие времена они окупаются, а во времена кризисов и катаклизмов спрос на многие вещи падает, и тут уже как повезет. Если у вас, например, скважина, вы не можете прекратить качать из нее нефть, вы должны поддерживать процесс, даже, если нефть приходится сжигать.

Проще, если у вас станки, автоматические линии или строительная техника. Эти активы проще законсервировать, но их хранение тоже требует денег.

Впрочем, бывает и наоборот. На какое-то оборудование возникает ажиотажный спрос. Например, если вы купили аппарат искусственной вентиляции легких в декабре 2019 года, вы хорошо вложили деньги. Даже, если впоследствии выяснилось, что такой аппарат – не панацея от страшного вируса, спрос на них временно превысил предложение.

Как перед эпидемиями имеет смысл вкладываться в медицинскую технику, перед войной имеет смысл получать соответствующие лицензии и вкладываться в оружие, а перед засухой в воду. Но, даже если у вас есть соответствующий инсайд, этого тоже не достаточно. Нужно знать, какая именно техника понадобится, как и какими средствами будет вестись война, и где будет засуха. То есть по всем параметрам средства производства – рискованный актив для вхождения в период турбулентности.

Это не значит, что от всех таких активов нужно срочно избавляться. На некоторых можно нажить хорошие деньги. Если нельзя – нужно просто пытаться их сохранить до лучших времен.

Средства уничтожения, как актив, несут в себе еще больше рисков. Но по несколько другим причинам. В темные времена оружие переходит в руки тех, кто умеет добывать его в бою. То есть воевать. Защитить свои вложения от таких людей задача непростая.

Интереснее вкладывать деньги в товары повседневного спроса с достаточным сроком хранения. Товары, без которых сложно обойтись. Но для этого нужно знать относительно точную дату начала кризиса. В противном случае, ваши запасы будут не востребованы. Если у вас склад муки, а голода нет, вы, конечно, продадите муку, но, что бы продать но нормальным для рынка ценам, нужно стать субъектом этого рынка, а не человеком с улицы. Или воспользоваться услугами такого субъекта.

Так во что же вкладывать, что предпринять, что бы защитить нажитое во время непростых переходных процессов?

И вот сейчас вы получите от меня очень важную информацию.

Вероятно, вы заметили, что успех в трудном деле сохранения нажитого зависит от двух вещей. И только одна из этих двух веще, собственно, актив. Деньги, золото, антиквариат, средства производства. Вторая часть – это вы. Если вы выдающийся финансист, опытный трейдер, знаток антиквариата или эксперт в какой-т области искусства, у вас есть все шансы выйти из турбулентности с хорошим плюсом.

Известно, что во время войн самые большие потери несет мирное население. То есть те, кто не воюет, не является действующим лицом происходящего. Поэтому в первую очередь надо вкладывать средства в свою состоятельность, как актора того, что происходит. Вы сами, ваша репутация, ваши связи, доверие внутри вашего сообщества – это тот актив, который не требует места и денег для хранения, не обесценивается и требует только одного – вашей личной деятельной активности.

Понимаю, возможно, вы хотели услышать от меня другое. Как ничего не делать и одновременно сохранить все как есть. Но моя сфера недвижимость и консалтинг, а не утешение. Проблема в том, что ничего не делать, видимо, уже не получится.

Повторю, еще лет десять назад, имея 4 – 5 миллионов рублей и вложив их в какой-нибудь актив, можно было жить относительно спокойной жизнью рантье. Во всяком случае, варианты были. Сейчас, как вы заметили, таких вариантов намного меньше. Падает процент по вкладам, отдача от средств производства и недвижимости. Этот процесс будет продолжаться.

Становится важно, не только то, сколько, собственно, у вас денег или чего-то еще, а насколько искусно вы умеете эти вещи применять. То есть, что из себя представляете вы сами. Ну, и пословица, «не имей сто рублей, а имей сто друзей», будет достаточно актуальна.

Сейчас у нас еще есть время что-то предпринять в этом смысле. А у кого-то не только время, но и средства.

Как и всегда, в условиях кризисов и перемен хуже всего приходится тем, кто не может приспособиться, у кого уже нет на это сил и здоровья. Старым людям. Но сами такие люди иногда (хоте написать часто, но это было бы, увы, неправдой) представляют собой ценность в силу опыта, знаний и тех свойств, которые люди приобретают только с возрастом. Наличие рядом таких людей – тоже капитал, который сейчас, может быть, трудно оценить.

Но я не буду давать советы. Советов может быть много, из них можно составить увесистые тома, но ситуация каждого человека индивидуальна и индивидуален он сам. Нужно опираться на это. Если еще раз посмотрим историю, ценность индивидуальных свойств человека постоянно растет. Да, у рабов, крепостных и рабочих на конвейере это не считалось особой ценностью. Скорее наоборот. Шел отрицательный отбор. Но во времена перемен именно личные особенности позволяли людям решать проблемы и успешно выходить из трудностей.

«Почувствовав сильный ветер, строй не защиту от этого ветра, а мельницу» - говаривал старик Мао.

На этой философской ноте мы и остановимся.