КАК БЫЛ СОЗДАН МОЛОТ ТОРА?
Однажды обманщик Локи оказался в особенно озорном настроении и отрезал великолепные золотые волосы Сифа, жены Тора. Когда Тор узнал об этом, его вспыльчивость была взбешена, и он схватил Локи и пригрозил сломать все кости. Локи умолял бога грома позволить ему спуститься в Свартальфхайм, пещерный дом гномов, и посмотреть, смогут ли эти мастера-ремесленники смоделировать новую голову для Сиф, еще более красивую, чем оригинал. Тор позволил это, и Локи отправился в Свартальфхайм. Там он смог получить то, что хотел. Сыновья дварфа Ивальди выковали не только новую голову для Сифа, но и два других чуда: Скидбладнир («Собранный из тонких кусков дерева»), лучший из всех кораблей, который всегда имеет благоприятный ветер и его можно сложить и положить в карман, и Гунгнир («Покачиваясь»), самый смертоносный из всех копий.
Выполнив свою задачу, Локи был побежден желанием остаться в пещерах гномов и упиваться большим безрассудством. Он подошел к братьям Броккру и Синдри и посмеялся над ними, сказав, что уверен, что братья никогда не смогут подделать три новых творения, равных сыновьям Ивальди. На самом деле, он даже поставил свою голову на отсутствие у них способностей. Броккр и Синдри, однако, приняли пари. Пока они работали, муха (которая, конечно, была не кем иным, как замаскированным Локи) ужалила Синдри руку. Когда гном вытащил свое творение из огня, это был живой кабан с золотыми волосами. Это был Гуллинбурсти («Золотистая»), который излучал свет в темноте и мог бегать лучше любой лошади, даже через воду или воздух.
Затем Синдри подожгла еще один кусок золота, когда Броккр обработал сильфон. Муха укусила Броккра за шею, и Синдри вытащил великолепное кольцо, Драупнир («Капельница» ). С этого кольца каждую девятую ночь выпадают восемь новых золотых колец одинакового веса.
Затем Синдри положил железо на очаг и сказал Броккру, что для следующей работы они должны быть особенно дотошными, потому что ошибка обойдется дороже, чем в двух предыдущих проектах. Локи немедленно укусил веко Броккра, и кровь закрыла глаз дварфа, мешая ему правильно видеть свою работу. Синдри произвел молот непревзойденного качества, который никогда не пропускал своей отметки и после бурингера возвращался к своему владельцу, но у него был один недостаток: ручка была короткой. Синдри посетовал, что это почти разрушило пьесу, которая называлась Мьёльнир («Молния» [6]). Тем не менее Синдри и Броккр, уверенные в огромной ценности своих трех сокровищ, добрались до Асгарда, чтобы потребовать причитающуюся им зарплату. Локи добрался до залов богов перед гномами и представил чудеса, которые он приобрел. Тору он дал новые волосы Сифа и молот Мьёлнир. К Одину подошли кольцо Драупнир и копье Гунгнир. И Фрейр был счастливым получателем Скидбладнира и Гуллинбурсти. Как бы ни были благодарны боги, чтобы получить эти дары - особенно Мьёлнир, который, как они предвидели, окажут неоценимую помощь в их битвах с гигантами, - они, тем не менее, пришли к выводу, что Локи все еще был обязан гномам своей головой. Когда гномы подошли к Локи с ножами, хитрый бог указал, что он пообещал им свою голову, но не шею. Броккр и Синдри удовлетворились тем, что закрыли рот Локи, и вернулись в свою кузницу.
ПОЧЕМУ ОДИН ОДНОГЛАЗЫЙ?
Стремление Одина к мудрости никогда не кончается, и он, кажется, готов заплатить любую цену за понимание жизненных тайн, которые он жаждет больше всего на свете. Однажды он повесился, ранил себя копьем и постился от еды и питья в течение девяти дней и ночей, чтобы обнаружить руны.
В другой раз он отправился к Колодцу Мимира, который, несомненно, является ничем иным, как Колодцем Урда, среди корней мирового дерева Иггдрасиль. Там жил Мимир, темное существо, чье знание обо всем было практически бесподобным среди обитателей космоса. Он достиг этого статуса в значительной степени, беря свою воду из колодца, воды которого передают это космическое знание.
Когда Один прибыл, он попросил Мимира выпить из воды. Опекун скважины, зная ценность такого проекта, отказался, если только искатель не предложил взамен взор. Один - будь то сразу или после мучительных размышлений, мы можем только удивляться - выбил один из его глаз и бросил его в колодец. Сделав необходимую жертву, Мимир окунул свой рог в колодец и предложил выпившему теперь одноглазому богу.
Интерпретация
Самым общим и очевидным посланием этой истории является то, что для тех, кто разделяет ценности Одина, никакая жертва не слишком велика для мудрости. Однако (к сожалению, фрагментарные) источники наших нынешних знаний о дохристианской мифологии и религии норвежского и других германских народов ничего не говорят о том, какую мудрость Один получил в обмен на его взгляд. Но мы можем рискнуть предположить.
Тот факт, что Один специально пожертвовал глазом, безусловно, важен. Во все времена глаз был «виден» как поэтический символ для восприятия в целом - рассмотрите поразительное количество выражений, как в повседневном использовании, так и в работах великих канонических поэтов, которые используют зрение как метафору для восприятия и понимать что-то. Учитывая, что глаз Одина был принесен в жертву, чтобы получить улучшенное восприятие, весьма вероятно, что его обещание глаза символизирует обмен одного способа восприятия на другой
.
Какой режим восприятия был заменен на другой режим? Ответ на этот вопрос заключается в характере Мимира. Мимир, чье имя означает «Воспоминатель», кажется, был тем, кто говорил богам, как жить в соответствии с традицией предков и с мудростью в целом.
В рассказе об открытии Одинами рун Один пожертвовал тем, что мы можем назвать его «низшим я», своему «высшим я». Здесь его отказ от глаза, безусловно, следует понимать в том же духе: он обменивался непосвященным, повседневным способом восприятия, осажденным бесчисленными мелкими неприятностями, на священный способ восприятия, основанный на божественной, наследственной мудрости.