Найти тему
История Греции

Часть 4

Очевидно, что тогда нужен какой-то новый подход, и его можно найти в правдоподобной идее о том, что то, от чего избавился Солон, было чем-то принципиально отличным от обычного долга. Фактически, гектеморадж был своего рода изначально добровольным договорным соглашением, по которому малый человек отдавал свой труд великому человеку области, лишаясь шестой части своей продукции, и символически признавая эту подчиненность, принимал установку гороса на земле. Взамен другой, возможно, обеспечил физическую защиту. Исторически это восходит к жестокому и неуверенному Темному Веку, когда Аттика была переселена и существовала опасность от скотобойни, пиратов (нигде в Аттике нет далеко от моря), или просто жадных соседей.

https://clck.ru/NJDPk
https://clck.ru/NJDPk

Или же, возможно, гектеморидж был просто договорной основой, на которой могущественные люди присваивали землю культиваторам в 9-м и 8-м веках, когда Аттика восстанавливалась после предыдущего обнищавшего периода. Однако, как и в VII веке, в Аттике появились возможности для обогащения совершенно нового сорта, включающего концентрацию драгоценного металла в товарной или, по крайней мере, обменной форме в результате контактов с элегантными, богатыми и утонченными новыми мирами на другом берегу моря. Это привело к более жестокому распределению богатства и послужило мотивом для "обналичивания" стоимости неработающего работника. Со своей стороны, рабочий, возможно, чувствовал, что его низкий социальный статус, когда-то приемлемый или неизбежный, больше не соизмеримы с его военной ценностью в новом хоплитовом веке. Поэтому отмена Солоном гектемоража была не только социальной и политической, но и экономической переменой.

Эта теория происхождения гектемоража привлекательна и многое объясняет. Смущает, однако, то, что лучшие аналогии, которые могут быть предложены для такого полуконтрактного "подневольного состояния за долги", принадлежат старым иерархическим цивилизациям, зависящим от высокоорганизованной эксплуатации антропогенных ирригационных систем (так называемых "гидравлических экономик"). Трудно понять, кто или какое учреждение, в Геометрической Аттике, имело право - в отсутствие какого-либо священника - навязывать систему гектомора в целом по всей большой территории Аттики. Тем не менее, можно согласиться с тем, что гектеморидж был в равной степени связан как со статусом, так и с экономическими обязательствами.

Основные политические изменения Солона заключались в том, что сначала был введен Совет из 400 членов вместе со старым "Тесейским" советом старейшин, известным как Ареопаг, с холма Арес, расположенного рядом с Акрополем, где он и встретился. Функции этого нового Солонского собора неясны, но это не повод сомневаться в его историчности. Солонский Собор, возможно, важен не столько для себя, сколько для того, что он ожидал - замена Собора пятисот, введенного Клейстхеном в конце 6-го века.

Во-вторых, Солон разрешил подать апелляцию в Гелиацию, или в суд народного права. Состав этого органа является предметом ожесточенного научного спора, одна точка зрения рассматривает его как новый и полностью отдельный корпус присяжных, наслаждаясь даже на эту дату своего рода суверенитет в рамках государства. Более обычная точка зрения заключается в том, что гелия была ассамблеей в своем судебном качестве. Последняя точка зрения предпочтительнее: ни во времена Солона, ни позже нельзя утверждать, что большое жюри, чей состав или психология отличались от состава и психологии политического Собрания. В более поздние времена такое обращение к народу считалось особенно демократичным. Но именно к такому анахронизму следует относиться с осторожностью при оценке Солона: до введения оплаты услуг присяжных в 460-е гг. такие присяжные не могли быть опорой демократии. Более того, мужественный крестьянин (профессиональных юристов и ораторов пока не было) должен был бы встать и четко разоблачить взяткодающего базилика, тем более, если - как кажется, возможно - неудачное обжалование могло бы фактически привести к ужесточению наказания.

В-третьих, Солон принял в Ассамблею самый низкий экономический "класс" в Афинском государстве - теты, статус которых отныне определяется с точки зрения сельскохозяйственной продукции. Цитаты необходимы, потому что инвестирование таких фиксированных экономических статусов, или теле, с политическим значением было новшеством самого Солона, т.е. его четвертой политической реформой было сделать право на все политические должности (а не только право на участие в Собрании) зависимым от богатства и уже не только от рождения ("тимократическая", а не "аристократическая" система). Четырьмя классами Солона были "пятисотбушельники", или пентакосиомедимной; класс бегемотов, или кавалеристов; зеугитай, или хоплиты; и теты, класс, который впоследствии обеспечивал большинство гребцов для флота.

Опять же, непосредственные последствия изменения не были катаклизмическими: многие из старой аристократии (независимо от того, следует ли считать их тесно определенной группой "эвпатридов", т.е. "людей хорошего происхождения") все равно имели бы право занимать эту должность даже после изменения. Но существовала также необходимость заботиться о мужчинах, которые были чужими в техническом смысле не принадлежали к старому роду: название одной из таких исключенных, но высокостатусных категорий семей, возможно, дошло до настоящего времени, так называемых оргеонев. Также как и сами четыре класса Солона не были совершенно новыми (как, впрочем, и Конституция Афин фактически признает в стороне). Таким образом, до Солона были всадники и даже хоплиты, а теты упоминаются в Гомере. Фраза "пятисотбушельники", которая на первый взгляд выглядит как прозаическая и невообразимая новая монета, приобрела в 1968 г. археологический аналог IX в.: в женской могиле, раскопанной на Агоре, был найден комплект из пяти модельных зернохранилищ. Очевидно, что это был доколоколонийский символ статуса ("я была дочерью пентакосиомедимна"). Интересное предложение видит в этих четырех классах изначально религиозный характер: их члены, возможно, распределяли функции в празднествах синонимизированного Афинского государства. Это не является строго доказанным, но правдоподобно, поскольку политическая и военная жизнь Афин и Аттики во все времена воспринималась в религиозном плане.