Индуистская мифология включает в себя огромное количество историй. Некоторые из них оказались особенно устойчивыми и важными для понимания индуизма. Среди них рассказы, рассказанные в Махабхарате и Рамаяне, и рассказы, описанные ниже.
Шива и Жертва
Махабхарата рассказывает, как Дакша, тесть Шивы, провел церемония жертвоприношения коня для богов. Все боги, кроме Шивы, были приглашены. Сердитый за отсутствие приглашения, Шива напал на церемонию со своими слугами. Они проливали кровь на огонь и ели священников. Капля пота со лба Шивы упала на землю и образовала болезнь, уродливую фигуру, которая испугала богов. Брахма пообещал, что Шива может принять участие во всех будущих жертвах, а взамен Шива превратил Болезнь во множество маленьких недугов, чтобы причинить вред животным и людям.
Создание.
Индуистская мифология включает в себя несколько различных описаний начала вещей, но в каждой версии акт творения — это на самом деле акт упорядочения, создания порядка из хаоса. Ведические тексты рассказывают о жертве первичного существа по имени Пуруша, чье разделенное тело становится всеми элементами вселенной. В мифах о Праджапати, отце всех людей и животных, встречается другой образ творения — оплодотворения и беременности. Иногда небо и земля описаны как родители, чьи спаривания порождают богов. Мифы о Тваштаре, младшем ведическом боге плотничества или архитектуры, объясняют создание как акт строительства.
По мере развития индуизма и обретения важности Тримурти возникло комплексное видение создания, разрушения и воссоздания вселенной. Брахма воплощает вселенную в своих мыслях. Затем мир проходит через маха-югу, или великий век, который длится 4 320 000 лет. Маха-юга содержит четыре юги, или эпохи. Каждый из них короче и более безнравственен, чем предыдущий, от Крита-юги — золотого века Брахмы — до двух промежуточных периодов, находящихся под защитой Вишну, до Кали-юги — темного века Шивы.
Каждый темный век сменяется новым золотым веком, и цикл маха-юги повторяется тысячу раз. Тогда Шива уничтожает всю жизнь палящим жаром и тонущим потоком, и земля остается пустой, пока Вишну спит. После тысячи маха-юг из пупка Вишну появляется цветок лотоса, и он становится Брахмой, готовым исполнить свой творческий акт заново.
Аватары Вишну.
Многие мифы имеют дело с аватарами Вишну, воплощениями бога на земле. Наиболее распространенный список из десяти аватаров начинается с Matsya, рыбы, которая защищает Ману от потопа. Второй аватар — это Курма, черепаха, держащая гору Мандара за спиной, чтобы боги могли использовать ее как весло, чтобы взбить океан и приготовить напиток вечной жизни.
Вараха, кабан, который появляется после того, как демон-гигант тянет землю на дно океана, является третьим воплощением. Вараха побеждает демона и поднимает землю на его клыках. Нарасинха, четвертый аватар, наполовину человек и наполовину лев. Он побеждает демона, который не может быть убит человеком или животным. Дварф Вамана, пятое воплощение, побеждает Бали, существо, которое обрело контроль над миром. Когда Бали дарует Вамане столько земли, сколько он может покрыть за три шага, карлик становится великаном и пересекает небо и землю. Шестой аватар, владеющий топором Парашурама, освобождает священников от господства воинов.
Седьмое воплощение, Рама, является героем Рамаяны. Восьмым является бог Кришна; и девятый это Будда. Индусы верят, что Будда пришел на землю, чтобы отвлечь людей от правильного поклонения Ведам, чтобы мир пришел в упадок и был разрушен, как того требует космический цикл. Десятый аватар, Калки, появится в конце света, чтобы руководить его разрушением и созданием нового, чистого мира.
Рождение Ганеша.
По словам многих, жена Шивы, Парвати, произвела Ганешу - и сделала это без какой-либо помощи со стороны Шивы. Некоторые говорят, что Шива, будучи бессмертным, не хотел иметь сына, но Парвати хотела ребенка и родила мальчика из собственного тела. В других версиях Шива подарила Парвати куклу, которая на ее прикосновениях волшебным образом ожила в детстве.
Согласно одной истории, Шива ударил мальчика по голове, потому что Ганеша не позволил ему приблизиться к Парвати, или потому что Шива верил, что его сын обречен на смерть. Однако горе Парвати заставило его попытаться заменить голову, и ему наконец удалось прикрепить голову слона к телу мальчика.
Индра и Змей.
Легенды об убийстве змея или дракона появляются во многих культурах. В индуистской мифологии одна из таких историй сосредоточена на боге Индре и «безногом и безруком» демоне Вритре, которого называют змеей и драконом. История рассказана в Ведах и датируется временем, когда Индра был царем богов.
Используя божественный удар молнии, Индра ударил Вритру между плеч, разрезая гору, на которой лежал Вритра. Удар отделил небо от земли и землю от воды. Воды, которые содержала Вритра, текли, чтобы принести жизнь. Героическая победа Индры сделала его чемпионом среди всех, кто боролся за преодоление препятствий или сопротивления.
Современное Наследие
Индуистская вера и мифология окрашивают каждый аспект жизни и культуры в Индии. Они являются основой бесчисленных произведений искусства: от пьес о Раме, написанных в 700-х годах, до современных индийских фильмов, основанных на мифических историях. Храмы и изображения божеств есть везде. Фестивали — такие, как десятидневное осеннее празднование Рамы и его жены Ситы — поддерживают жизнь традиционных богов, героев и мифов. Даже географические названия имеют священные ассоциации. Например, город Калькутта происходит из Калигата, места, где когда-то совершались жертвоприношения богине Кали.
Помимо вдохновляющих поколений индийских художников и мыслителей, индуистская мифология понравилась многим на Западе. Ральф Уолдо Эмерсон, американский писатель 1800-х годов, написал Брахму, поэму, посвященную богу-творцу. В ту же эпоху англоговорящие читатели познакомились с легендами о Савитри благодаря поэме Эдвина Арнольда « Савитри» или «Любовь и смерть». Стихотворение немецкого писателя Гете под названием «Бог и Баядерка» (танцующая девушка) посвящено появлению на земле бога Шивы.
Английский композитор Густав Холст написал камерную оперу - « Савитри Холст», которая должна была петь, а не играть в небольшом оркестре, - также перевела многие гимны из Ригведы на английский язык и сочиняла музыку для их сопровождения. Эти четыре набора песен сгруппированы под названием « Хоровые гимны». Бертрам Шепли, американский композитор, написал Ведический гимн, также основанный на тексте из Риг-Веды, и пьесе оркестровой музыки под названием Рамаяна. Фильм 1989 года Махабхарата, написанная Жан-Клодом Каррьером и режиссером Питером Бруком, принесла древнюю эпопею в современную кинозрительскую аудиторию.