Найти тему

Первый год студенческой жизни

Скоро пришёл вызов, и я поехал в Пермь на экзамены. Ехал на поезде, как, впрочем, ездил позже и все годы учёбы. Это сейчас из-за провала вблизи железнодорожных путей в Березниках пассажирские поезда в Соликамск не ходят, а основной пассажирооборот с Пермью осуществляется пассажирскими автобусами.

К тому времени я одумался и мысль: "А не завалить ли мне какой-нибудь экзамен специально?" — время от времени возникала. Но поступить так мешало самолюбие. Вышел на станции Пермь-1, откуда тогда можно было доехать до пединститута на трамвае. Корпус для физмата только достраивался, поэтому экзамены сдавали в главном корпусе. На время их сдачи иногородних абитуриентов поселили в общежитии.

Предстояло сдать пять экзаменов: математику устно и письменно, физику, химию (хрущёвское наследие) и сочинение. С математикой было трудно — качественно усвоить то, что без меня учили год, я так и не сумел. Помнится, даже сущность термина "исследование функции" не знал, а учил вместо этого свойства функций. В результате одну из математик сдал на три, а вторую на четыре.

По физике на теоретические вопросы ответил неплохо, а вот задача по электростатике была решена неверно. Преподаватель (позже он вёл у нас общую физику) заинтересовался, когда я с досадой сказал: "Думал ведь, что через потенциал решать нужно было!". "Ну-ка, ну-ка, поясните!" — предложил он. Я рассказал, как следовало решать на самом деле. Даже не потребовав перерешать, он поставил мне пятёрку.

С химией мне опять откровенно повезло — не попались вопросы по органической химии. В результате — ещё одна пятёрка. Объявления оценки за сочинение я даже не стал ждать, понимал, что меньше тройки не получу, следовательно, баллов для поступления хватит с запасом.

Действительно, через несколько дней после возвращения домой, пришло извещение о том, что я принят в институт. Почти одновременно с этим событием, из Перми вернулся Анатолий — он ездил туда поступать на заочное отделение сельхозинститута. Вернулся с победой. Кстати, институт он успешно закончил и в семидесятых годах стал директором совхоза.

За неделю до 1 сентября я уволился с работы и к началу занятий приехал в Пермь. Первые несколько дней ночевал на вокзале и, конечно, не высыпался. В результате позорно уснул на лекции по истории КПСС. По совету преподавательницы сходил в профком и там узнал, что мне выделено место в общежитии и назначена стипендия.

Наше общежитие в Балатово. Деревья тогда еле доставали до второго этажа.
Наше общежитие в Балатово. Деревья тогда еле доставали до второго этажа.

Начались студенческие будни. Мы учились всю осень, хотя младшие курсы обычно отправляли "на картошку" — помогать колхозам её убирать. Вместо этого мы помогали строителям доводить до ума здание нового учебного корпуса, предназначенного для нашего факультета. Свою первую сессию мы сдавали уже в новом корпусе. Сейчас физмат располагается в новом корпусе, а тот, в котором учились мы, отдан факультетам физвоспитания и биологии.

Очень трудно было первые месяцы с математикой — сказывалось отсутствие базовой подготовки. Я завалил два коллоквиума по основам математического анализа, и наш преподаватель по этому предмету занёс меня в список кандидатов на вылет после первой же сессии.

Пришлось обложиться учебниками и начинать с азов. Помаленьку в голове начало выстраиваться что-то похожее на порядок, проясняться. К сессии я уже неплохо ориентировался в пройденном материале, во что никак не мог поверить наш преподаватель. Когда я достаточно прилично ответил на вопросы экзаменационного билета, он, видимо, решил, что списал. Долго гонял меня по всему курсу, пока не убедился, что я действительно что-то знаю.

В результате ограничился четвёркой. Не поставил он мне пятёрку и во втором семестре. Так я и окончил первый курс с единственной четвёркой в зачётке. Только на втором курсе преподаватель поверил, что я реально что-то знаю и поставил пятёрку, которая, как итоговая, и пошла в приложение к диплому.

Продолжение

Предыдущая статья

Первая статья "Самый страшный год в моей жизни"