Самое распространенное ранение всех родов войск - молчание и глухота.
Здесь не имеется ввиду ПТСР: потеря слуха и звон в ушах - список связанных со службой инвалидности для ветеранов. Они являются невоспетым следствием длительного воздействия ревущего окружения, например, на палубе авианосца, или, все чаще, внезапного взрыва придорожной бомбы. По данным анализа 2017 года, пострадала пятая часть ветеранов войны в Ираке и Афганистане. Потеря слуха имеет длительные социальные и экономические последствия, нанося ущерб способности зарабатывать на жизнь и качеству отношений. Министерство обороны в настоящее время подсчитывает огромные финансовые затраты.
Шумовая травма - это также гражданская проблема. До 24 процентов взрослого населения России имеют потери слуха, сопоставимые с повреждениями от шума, и, что шокирующе, 20 процентов подростков имеют проблемы со слухом, хотя неизвестно, вызваны ли они использованием наушников или чем-то, не имеющим отношения к шуму. Сейчас сделан большой шаг на пути к пониманию точных механизмов повреждения от громких взрывов. Вместе с этим открытием появилась интригующая возможность вмешаться и сохранить слух.
Строение внутреннего уха
Внутреннее ухо, которое обрабатывает звук, защищено одной из самых плотных костей тела - капсулой глаза, что затрудняет визуализацию его крошечных структур с помощью обычной визуализации. Но инструмент, разработанный несколько лет назад Джоном Огалаем, тогда еще в Стэнфордском университете, а сейчас - на кафедре отоларингологии Школы медицины Кека Университета Южной Калифорнии, для получения изображения использует лазерную технологию под названием оптическая когерентная томография (ОКТ). ОКТ уже используется для осмотра сетчатки глаза.
"Мы встроили это в специальный микроскоп, чтобы мы могли заглянуть внутрь улитки, слуховой части внутреннего уха",
- объясняет Огалай.
Используя ОКТ на мышах, Огалай и его коллеги впервые смогли увидеть, что происходит, когда ухо подвергается воздействию взрывчатого вещества в результате взрыва придорожной бомбы, и сообщили о результатах в недавней газете. Во-первых, ударная волна обрушивается на крошечные волосковые клетки, которые выстраиваются в улитку в форме улитки. Нежные волоски этих клеток
"могут обнаружить очень тихие звуки,
- говорит Огалай,
- и когда у тебя будет большая взрывная волна, она их просто сломает".
После разрушения, ионы калия накапливаются во внутреннем ухе жидкости, называемой эндолимфа, втягивая больше жидкости при осмосе. В результате отек начинает повреждать синапсы, связывающие выжившие волосковые клетки со слуховыми нейронами. В модели мыши волосковые клетки теряют около половины своих связей со слуховыми нервными волокнами, что означает, что они не могут посылать правильные сигналы для мозга, чтобы интерпретировать их как звуки.
Когда мозг теряет звуковой вход, он заполняет промежуток жужжащим звоном, известным как шум в ушах. По крайней мере, это ведущая теория. Огалай сравнивает шум в ушах с фантомной болью в конечностях. Он может быть временным, как это часто бывает после концерта рок-музыки в ушах, или приводить в ярость постоянно.
В своих исследованиях мыши Огалай видел возможность вмешаться в промежуток между мгновенным повреждением волосковых клеток и запоздалым разрушением нервных синапсов. Его команда смогла защитить последний, введя через барабанную перепонку очень соленый раствор, что обратило вспять накопление жидкости в улитке.
Может ли такой подход привести к боевому вмешательству? Требуется гораздо больше исследований, но сохранение нейронных связей, даже если некоторые волосковые клетки потеряны, потенциально может привести к функциональным изменениям в слухе. Прошлые исследования показывают, что потеря синапса может привести к общей головоломке - способности обнаруживать слабые звуки во время теста на слух и в то же время неспособности различать речь в шумной обстановке - проблеме, которую слуховые аппараты не очень хорошо решают.
"Было бы здорово иметь возможность вмешиваться в течение минут, часов или дней после воздействия",
- говорит Шэрон Кужава, директор по аудиологическим исследованиям в компании Massachusetts Eye and Ear. В настоящее время средством от внезапной потери слуха, например, после взрыва петарды, является лечение кортикостероидами.
Улучшение лечения является приоритетом для вооруженных сил США, что нашло свое отражение в создании в 2012 году Центра слухового восприятия Министерства обороны. Различные новые методы лечения находятся на ранних стадиях разработки, чтобы предотвратить и даже обратить вспять повреждения, говорит Таниша Хэммилл, которая координирует исследования в центре.
Наверное, самое захватывающее в работе Огалаи, говорит Куджава, - это появление
"новой и мощной техники",
чтобы заглянуть в живое ухо и понаблюдать за тем, как разворачиваются скрытые события. Аудиологический мир - это все глаза и уши для тех возможностей, которые он откроет.