Найти в Дзене
Александр Кремлев

Свидание с палачом

В зыбком мареве не то снега не то пепла,в скрежещущем мире ржавчины и крови,в мире пульсирующего как мерцательная аритмия индустриального шума сменяющегося разрывающим перепонки ревом сирены проводил я многие недели открывая все новые двери скрывающие за собой крупицы сюжета,фрагменты образов героев и частички мира Тихого холма.

Каждое возвращение в ржавые интерьеры приносило все больше светлой грусти чем азарта первооткрывателя как внезапно но закономерно, любимый на тот момент журнал Игромания напечатал статью после прочтения которой чувство легкой опустошенности на фоне тотального прохождения любимого шедевра сменилось обильным слюноотделением,потными руками,подергиванием века и в целом очень продуктивной в плане шизофрении симптоматикой. Планирующийся выход продолжения стал тем триггером в результате которого потеря сна,аппетита,и мониторинг каждой строчки игровых изданий стали патологически необходимы. Выход игры равно как и ее покупка для нервной системы прошли почти бессимптомно и лишь холодок в груди и легкая вибрация "нижней чакры" выдали беспокойство. Но медлить было нельзя,а уж тратить время на животные потребности организма когда в руках ТАКОЕ тем более. С успехом преодолев стометровку отделяющую станцию метро возле которой находился заветный игровой магазин от моего дома (подозреваю даже что был побит мировой рекорд,но в силу давности события могут возникнуть споры) я буквально ворвался в квартиру и не сразу то заметил что на дежурный щелчок выключателя в прихожей лампочка и не подумала отзываться. Общая тишина и потухший диод на телевизоре лишь подытожили мрачную картину отсутствия электричества в доме. Если бы в тот момент в серных миазмах передо мной возник лукавый то цена за душу составила бы какие то несчастные киловатты для запуска стандартной электросети. Но лукавый ждал более уместного момента для появления,за окном гас апрельско-майский промозглый день,на кухне как всегда необычайно скоро и в форме моноспектакля с диалогами a-la "Сталина на всех вас нет" бабушка разделывала селедку,а я предавался детальному изучению коробки с манящей картинкой и невероятно привлекательным сопроводительным текстом. Что-то в духе "продолжение легендарной серии","хитросплетения сюжета и невероятное графическое исполнение","зубодробительный экшен и загадки заставляющие думать нестандартно" и прочие пусть и избитые но в тот момент так нужные для забытья строчки. Но зажглась люстра,щёлкнул телевизор,на сетевом фильтре лукаво блеснул красным тумблер включения и таинство состоялось. Мастера карате с острова Окинава едва ли смогли бы похвастать более четкими и отточенными движениями чем те что я выполнял. Мозг настолько автоматизировал процесс установки и запуска что низменная плоть забыв обо всех насущных требах слепо повиновалась,даже процесс инсталляции длиною в полчаса был проведен мною в подобии медитации с полубессознательным поеданием пары бутербродов с чаем и неотрывным контролем за коварным ползунком установочного пакета. Но как и любой пытке приходит конец и и изможденное тело падает без сил,так и я ощутив прилив крови к пульсирующему мозгу буквально пал на органы управления тогда ещё вполне бодрого гигагерцового дурона и не помня себя от счастья,не видя ничего окрест дважды щёлкнул мышью....

-2

Сколько времени на экране находится стандартная заставка Konami ? Ответ-вечность. За ней ещё пара экранов с упоминанием сопутствующего разработке софта и разного рода компаний приложивших руку к созданию этого (а уж это бесспорно,Silent hill же) шедевра. В совокупности век и неделя для меня тянулась эта тягостная минута. Стандартные фраза "ну давай,блин"успехом не увенчалась и титульный экран застал меня в фазе почти полного нервного истощения и предобморочного состояния. Сложность боя ? Нормал ! Сложность загадок ? А вот тут надо подумать...памятуя "историю птиц без голоса" я предусмотрительно выставил Easy для загадок справедливо полагая что сложность оных плавно перетечет из первой части во вторую. Игра встретила сортиром. Сортиром и мужиком который выйдя из кабинки и не помыв рук трогал собственное лицо и глубокомысленно изрекал-Мэри... Это потом были долгие изыскания на тему взаимоотношений Джеймса и Марии,споры с соратниками о тактике борьбы с пирамидоголовым,поиск и систематизация обрывочных сведений о Лауре и Эдди,собирание паззлоподобной картины мира и фиксация разного рода странностей в геймплее ведущих к еще большим странностям в финале,а на тот момент я видел только озеро Толука облаченное в туманный саван и Джеймса Сандерленда стоящего на пирсе в безуспешной попытке понять как умершая два года назад жена смогла написать ему письмо с приглашением в их "Тайное место"...

-3

Туман,уже технически и эстетически более совершенный,дорога и предчувствие зарождающееся где-то в спинном мозге отчетливо дающее понять что связь с городом тумана и пепла начинает незримо оплетать сознание погружая его в бездну раздумий и бесконечно глубокую как озеро Толука пучину сомнений. Первые персонажи и их сновидческое,эфемерное вплетение в тонкую ткань повествования,первые загадки из разряда тех что решаются за час а вспоминаются потом годы,первые разочарования и первый печальный опыт встречи с монстром. Все впервые,ощущения будто любимую книгу заново переписал другой автор,потом перевел на неизвестный язык и ты вооружившись словарем улавливаешь знакомую до боли суть но изложенную другими словами. Не хуже,не другое но принципиально новое со старым незримым духом. Встреча на кладбище почти в самом начале и маховик событий плавно раскручивающий эту встречу в фатальный но неизбежный финал,дом в одной из комнат которого встречаешь своего мертвого двойника,в другой сельского дурня с несварением желудка в третьей живого манекена а в четвертой... Красная пирамида,пирамидоголовый,Бугимен,Пирамида...Множество тайных и явных имен имеет Бог,Дьявол и то создание что тогда впервые а теперь постоянно встречается в жутком мире тумана и ржавчины.

-4

-5

-6

-7

-8

Неотвратимая поступь чудовища и то абсолютное спокойствие с которым он снова и снова несет боль и пустоту в мир протагониста ясно говорит о том что монстру уготована гораздо более яркая и грандиозная роль в спектакле под названием SILENT HILL 2 и финал его более ужасен оттого что более очевиден. Как невозможно в один присест прочитать хорошую книгу,в один вечер оценить тончайший букет хорошего вина,одним разом насладится любимой женщиной так и Silent Hill 2 требовал периодических выходов в реальный мир для осмысления произошедшего и укладки в сознание кирпичиков фактов и событий в монументальное здание сюжета,который надо сказать мог бы на равных противостоять и Лавкрафту и Кингу вместе,с космически-отрешенным ужасом одного и мистически-кровавым,слешероподобным хоррором  другого. Не предлагая ничего нового в плане локаций и персонажей и обладая стандартным набором стереотипных характеров создатели тем не менее так ловко тасуют ситуации и места и жонглируют настроением и персонажами что на первых порах мир игры ощущается как гротескный,сомнамбулический а ближе к концу как тяжелый,чудовищный и заставляющий ДУМАТЬ. Скрежет гигантского ножа пирамидоголового,собственная могила и надгробие,подземная тюрьма и изъеденное ржавчиной и страхом историческое общество города резко контрастируют с парком Роузуотер и отелем Лейквью. Это как контрастный душ приводящий в состояния полярные но одинаково яркие на разных полюсах. Недоумение сменяется болью которую вытесняет злость и в конечном счете приходит смирение,то к чему шел протагонист,то к чему вел его пирамидоголовый,то куда ведут все улочки города,то что фатально-неизбежно... Последняя четверть игры подобна притче о возвращении блудного сына в лоно родного дома и собрав воедино сюжетные ветви и судьбы персонажей можно совершенно точно понять что хеппи-энд остался далеко за бортом лодки под именем SILENT HILL 2 и надеяться можно только на облегчение боли но не на избавление от нее. Флешбеки как выстрелы прямиком в сознание опускают Джеймса все ниже в пучину того ада что таит его сознание когда то милостиво оградившее его от безумия забвением и отторжением факта содеянного им чудовищного акта насилия основанного на страхе и безразличии. Все в этом мире взаимосвязано и комплексно,разрывающий сердце монолог Марии будучи прослушан Джеймсом даст шанс на облегчение страданий и наименее печальный финал,недослушаный же приведет к усугублению страданий с дальнейшим...Без спойлеров. Потеря за потерей частичек жизни в городе,обретение за обретением крупиц памяти,два палача,очередная потеря и прозрение... Подходить к финалу не хотелось,события предшествовавшие встрече с женой не оставляли сомнений в том что встреча эта будет страшной. Монолог в коридоре гостиницы под стук капель и почти план в план воссозданной мизансценой из Ностальгии Тарковского расставлял много точек и приоткрывал завесу тайны которую окончательно срывали два палача,но встреча состоялась и... Ветер на пустынных улочках отныне шепчет на одну печальную историю больше,а сам город как и прежде зовет к себе заблудшие души готовые написать туманом,ржавчиной и кровью новую главу в истории и то какая она будет зависит только от тех кто не поленится и потратит несколько лишних часов на то что давным-давно уже пережило несколько переизданий для множества платформ и название этому мрачному великолепию SILENT HILL 2...  

-9