Найти тему
Мир глазами историка

Декабристы против декабристов: какой из фильмов ближе к исторической правде

Афиши двух кинофильмов про декабристов. Коллаж автора
Афиши двух кинофильмов про декабристов. Коллаж автора

Год минул с премьеры фильма "Союз спасения". Интересный фильм на интересную актуальную тему - декабрьское восстание 1825 года. Декабристов, несмотря на популярность их в литературе, кинематограф не слишком жалует. При попытке выстроить фильмографию о декабристах, то всего удалось обнаружить пять кинокартин на эту тему: "Декабристы" (1926), "С.В.Д." (1927), "Звезда пленительного счастья" (1975), "Нет чужой земли" (1990), "Союз спасения" (2019). Первые два - это ещё произведения немого кино, современным зрителем воспринимаемого тяжеловато. К тому первый из них ещё в 1920-е годы критики обвинили в излишней зацикленности на романе Анненкова и Гебль в ущерб историческим событиям. Второй явно насыщен теми историческими событиями, которых в действительности не было. Фильм уже перестроечного 1990 года "Нет чужой земли" повествует о том, как сложилась жизнь участников декабристского движения братьев Бестужевых в ссылке уже после отбытия каторги после 1839 года.

"Звезда пленительного счастья" (1975) и "Союз спасения" (2019). Фильм 1975 года и фильм 2019 года - какие декабристы более реальны? В каком больше исторической правды? И тот, и другой вполне могут претендовать на звание кинематографического шедевра. Оба фильма сняты красиво, в обоих фильмах замечательный актёрский состав. Вообще надо отдать должное отечественному кинематографу вопреки моде подвергать его презрению: российские кинематографисты не утратили, а только преумножили мастерство в создании исторических картин. Чего нельзя сказать ни об американском кино, где на смену таким шедеврам ХХ века как "Спартак", "300 спартанцев" и "Клеопатра" в веке нынешнем пришли высокобюджетные идеологизированные пасквили. Французский кинематограф, увы, тоже давно не создаёт чего-либо, достойного внимания.

Но если более подробно обратить внимание на сюжет то и другого кинофильмов, то вырисовывается следующая картина. Сюжетная линия "Звезды пленительного счастья" выстроена так, что и заговор военных, и восстание - это лишь фон, хотя и весьма красочный, для описания романтической истории четырёх пар: Ивана Анненкова и его возлюбленной урождённой Гебль, Сергея Трубецкого и его жены урождённой Лаваль, Сергея Волконского и его жены урождённой Раевской, а также очень эпизодично Кондратия Рылеева и его жены. До конца фильма протянется история лишь трёх пар, с казнью Рылеева логично заканчивается и описание их отношений с женой. Но Рылеевы и не были главными героями всего повествования. По большому счёту, главные герои фильма - Иван Анненков и Полина Гёбль, именно изображение их романа и является основным мотивом всего фильма. Всё остальное, в том числе и истории четы Трубецких и четы Волконских, выдержано в этом романтическом ключе. Даже заглавная песня фильма - "Кавалергарда век не долог", поддерживает всё тот же лейтмотив:

Не обещайте деве юной любови вечной на Земле...

Даже показанное совещание заговорщиков выдержано всё в том же романтическом (даже не революционно-романтическом, а просто романтическом) духе. Несколько известных по учебникам персон уговаривают друг друга в пагубности крепостного права и необходимости его отмены. Этакий патриотично-романтический трёп крепостников о том, какое это преступление владеть другими людьми и препятствовать их освобождению. И как вывод: главный виновник - это царь. Тот самый царь, который ещё в 1803 году подписал Указ об отпуске помещиком крестьян своих на волю по заключении условий на обоюдном согласии основанных (в обиходе - указ вольных хлебопашцах). Если вкратце, то указ этот устанавливал, что помещики могут отпускать крестьян на договорных условиях с землёй, и такие крестьяне становятся полноправными частными землевладельцами и подданными императора. При этом в самом тексте документа указывалось, что он принят в связи с тем, что таким образом пожелал отпустить крестьян на волю действительный тайный советник граф Сергей Румянцев. Указ о вольных хлебопашцах был надлежащим образом обнародован. Вопрос: почему эти пламенные борцы с самодержавием и крепостничеством, в большинстве своём оставаясь богатейшими помещиками, не освободили за 20 с лишком лет ни одного крепостного?

Финал фильма не менее романтичен, все женщины, преодолев все препятствия, прибывают в Сибирь к своим мужчинам. Полина Гёбль и Иван Анненков обвенчались. По большому счёту вполне справедливо будет сказать, что фильм "Звезда пленительного счастья" не столько про декабристов, сколько про их женщин. Отсюда и заглавное посвящение в начале фильма.

А что же тайное общество и восстание? Вплетающиеся в сюжетное полотно эпизоды не всегда выстроены в исторической последовательности, всё это то ли воспоминания, то ли просто отрывки увиденного очевидцем. Молодого императора Николая I Павловича исполнил великолепный актёр Василий Ливанов. Персонаж, вероятно, по задумке сценариста и режиссёра должен был получиться отрицательным, но, честно говоря, вызывал всегда не меньше симпатий, чем персонажи декабристов, сыгранные звёздами советского кино Янковским, Баталовым, Стриженов, Костолевский, Пороховщиков.

В фильме "Союз спасения" тоже есть своя романтическая история, это история Сергея Муравьёва-Апостола. Его можно считать главным героем фильма, хотя, если бы фильм был назван его именем, это тоже было бы неверно. Но, пожалуй, на Муравьёве-Апостоле весь романтизм и заканчивается. Жизнь главного героя не разворачивается на фоне исторических событий, а скорее исторические события происходят на фоне его жизни.

Формат художественного изложения не позволил сценаристу и режиссёру изобразить всю историю от первого тайного общества до декабрьского восстания 1825 года. Однако, сюжетная линия выстроена с соблюдением исторической последовательности. В фильме представлена непривычная обывателю версия исторических событий, отличающаяся от того, что большинство зрителей могло вынести из школьных учебников. Версия намного более реалистичная и в значительной степени подтверждённая фактами. Большую сложность для создателей фильма представляло то, что в современной исторической науке существует несколько вполне обоснованных гипотез того, как разворачивались события 1816 - 1826 годов. Но все они совершенно отличны от той революционно-романтической сказки, к которой все привыкли. Надо отдать должное авторам фильма, они сумели выстроить сюжетную линию без исторических и логических провалов. Конечно, специалисты по российской истории указанного периода наверняка найдут множество ошибок в различных деталях. Но, что можно точно утверждать - это пока единственный по-настоящему исторический фильм о декабристах. Единственно, что показалось слабым местом - молодой император Николай I Павлович в исполнении Ивана Колесникова как-то не очень убедителен. Но это только лишь впечатление, возможно и неверное.

Пересказывать в короткой статье содержание двухчасового художественного кинофильма дело неблагодарное, потому как бессмысленное. Но вот о чём, на взгляд автора статьи, главная идея фильма? О том, что революция - это не романтические переживания и разглагольствования, не красивая картинка из комиксов и не живописный рассказ с придыханием от импозантной экскурсоводши. Это беспринципное соревнование человеческих амбиций, купленное жизнями множества неповинных людей. Ведь все эти свободолюбцы из тайных обществ первой четверти XIX века, собравшиеся по разным поводам, но все с амбициозными планами станут виновниками безвинно загубленных жизней солдат и штатских зевак на Сенатской площади и полях Киевской губернии.

Неудивительно, что среди либерально настроенных журналистов фильм встретил массу негативных рецензий. В этом фильме тоже есть сцены совещаний, но уже без всего этого восторженно-романтического трёпа, с нормальным цинизмом одних и легкомысленным бахвальством других. Хотя в конце фильма Сергея Муравьёва-Апостола всё-таки жаль.

О том о сём

Традиционное: заходите, читайте, смотрите, ставьте like, если понравилось, делитесь ссылкой в соц. сетях, ну и подписывайтесь на канал.