Если честно, я лично не любил читать книги в детстве. Как и многие другие ребята, я вместо чтения предпочитал бегать на улице, гонять мяч летом и шайбу зимой, кататься на лыжах с горки, играть в банки по типу лапты.
Уже во взрослой жизни, а именно после службы в армии, я понял, как много я потерял, урывками читая книги в детстве, и то для выполнения ненавистных заданий по литературе. В общении я вдруг почувствовал себя косноязычным, примитивным при объяснении своих интересов, желаний, переживаний, эмоций.
Конечно, уже будучи студентом я высказывал свои претензии родителям, почему у нас в семье не сложилось семейное чтение. Хотя помню, что отец читал много, любил книги. А мама, помню, увлекалась только кулинарными изданиями и журналами.
При этом отец мне рассказывал, что его мать, моя бабушка, даже иногда обижала его в детстве за то, что он вместо того, чтобы помогать по-хозяйству, сидел и читал книги. Сложное послевоенное время было в деревне: ни телевизора, ни связи. Порой от злости она выхватывала у него книгу из рук, разрывала на части, он плакал, умолял не делать этого. Может быть поэтому я объясняю себе, что отец не настаивал на том, чтобы я увлекался книгами, опасаясь, что могу уходить, как и он в детстве, в другую крайность — «пожирания» книг без разбора и без оглядки. Вся эта ретроспектива показывает, что раньше было совершенно другое отношение к книге!
Сейчас, в эпоху компьютерных и интернет-технологий, все перевернулось с ног на голову: дети могут быть обижены родителями не за то, что не занимаются уборкой в комнате, а за то, что не читают книгу и сидят за современными гаджетами, активно участвуют в переписке в социальных сетях, при этом используют далеко не литературный язык, а часто коверкают слова, для сокращения, для усиления эмоций. Все это, безусловно, делает речь наших детей скудной, некультурной, некрасивой. Мы, родители, как будто стали сами заложниками современности: с одной стороны, важно воспитать в детях любовь и уважение к книге, а с другой стороны, мощный информационный поток настолько сокращает время и возможности остановиться, взять книгу и начать читать, что мы каждый раз даем себе шанс на это завтра, с понедельника, с первого дня нового месяца.
При этом в пользе книги вижу не только источник информации. Книга — это источник получения опыта способов деятельности, опыта творческой деятельности, опыта эмоциональных отношений. Думаю, тот ребенок, который прочитал книгу «Белый клык» или «Белый Бим, черное ухо», не будет жестоко обращаться с животными, дразнить их и как-то по-другому скверно обращаться.
Понимая и осознавая эти ценности книги, мы решили в семье у своих детей воспитывать уважение и любовь к книге самыми разными способами. Все трое детей научились читать в семье путем обычного ежевечернего чтения книг, вначале простых и детских, а далее по-сложнее, и сопровождения по ходу чтения слов указательным пальцем. В одной из первых публикаций монолога я сообщал читателю, что интуитивно мы понимали, что ребёнок, наблюдая за буковками, не запоминает звучание каждой такой буковки, а запоминает их взаимосвязь, что дает звучание целых слов. А если на странице книге имя героя упоминается двадцать и более раз, то опять же при чтении делали паузу на этом слове, и ребёнок сам произносит имя героя, заполняя родительское молчание («Незнайка», «Чук», «Гек» и другие), не зная ни одной буквы в этом слове. Он просто запомнил картинку букв и слышал их произношение.
Постепенно ребенок так привыкает к вечерним чтениям, что это становится неким правилом, невыполнение которого создавало определенный дискомфорт в настроении. Выполнение же этого правила приносило ребёнку радость, удовлетворение. Так мало-помалу ребёнок, не зная букв, начинает читать целыми слогами «но», «по», «на», потому что он запомнил звучание именно взаимосвязи букв, а не каждой буквы в отдельности, читать имя героев книги.
Те педагоги, которые обучают детей чтению, понимают меня, что самое сложное в обучении чтению научить детей соединению букв для чтения. А при такой технологии вечерних чтений «на сон» ребёнок уже обучен соединять буквы в целые слоги, и по-другому он не представляет, как можно читать. Если еще родитель успешность ребёнка подбадривает приятными восклицаниями «Молодец!», «Умница!», то такие чтения только усиливали желание ребёнка просить папу или маму брать книгу и начинать чтение.
Когда уже ребёнок сам научился читать, важно не оставлять эту сформированную традицию семейных чтений, а поддерживать ее следующими способами.
Мы практиковали чтение одной выбранной книги по-очереди по предложениям, по абзацам, по страницам и даже по главам. Это очень сплачивает членов семьи, так как все читают одну книгу, каждый учится слушать и слышать читающего, вместе переживают за героев, каждый испытывает схожие чувства, эмоции. После такого чтения желательно ещё остаться с детьми для обсуждения прочитанного, а также выслушивания от каждого предположений о том, как могут дальше развиваться события. Бывали ситуации, когда дети, уже научившиеся читать, не желали сами читать в силу разных причин: устали глаза, утомление на учёбе, при выполнении домашних заданий, но желали только слушать чтение. В таких моментах важно «включить» режим активного слушания, так как не хотелось читать впустую, только для себя, хотелось, чтобы ребёнок вникал в услышанное. А для этого применялись другие технологии. Например, технология «незавершенного предложения». Детям предлагалось внимательно слушать читающего, и в любой момент его остановки они должны были завершить предложение недосказанным читающим словом. Далее — сложнее: завершить предложение недосказанным словосочетанием. Такая технология очень нравится детям тем, что они, правильно называя слово или словосочетание, ощущали себя чуть ли не соавторами литературного произведения. Ведь это же надо: автор подумал точно так же, как и он! И еще один плюс этой технологии заключается в том, что дети называют часто синонимы слов, что дает детям наглядное понимание того, как разнообразна жизнь, как богат язык.
Другая технология «активного слушания» заключалось в пересказывании слушающими детьми по-очереди зачитанных абзацов, страниц. Чем точнее пересказ, тем лучше. Здесь главное — не количество абзацов, страниц, а качество усвоенного содержания в его взаимосвязи.
После совместных чтений одной книги, у детей объективно появляется желание читать что-то своё, интересное только ему. В таких моментах важно опять же не оставить ребёнка с книгой один на один. Для этого мы используем другие технологии. Например, обычная технология — скорочтения. За одну минуту нужно прочитать максимально большое количество слов, но потом нужно пересказать прочитанное, так как в такой технологии велик риск механического чтения, без понимания содержания прочитанного.
Другая технология — чтение и обсуждение прочитанных страниц книги при выключенном свете. В этом есть много положительных моментов. Во-первых, дети обучаются пересказывать прочитанное своими словами. В темноте уже не сможешь подглядеть в книгу. Во-вторых, дети обучаются слушать и задавать вопросы, если что-то вдруг пропустили в момент рассказа. В-третьих, дети обучаются выражать свои эмоции и чувства, своё отношение к героям книги, к их поступкам. В-четвертых, дети, читая свою книгу, одновременно познают содержание других книг, которые сами не читают, а только слушают.
В нашей семье заметили, что любовь и уважение к книге усиливаются при совместном просмотре кинофильмов, созданных по произведениям книг. Например, вместо фильма «Выживший» предпочтительнее посмотреть «Повесть о настоящем человеке», а потом у детей возникает желание прочитать книгу, когда им говоришь о том, что этот фильм был создан на литературном произведении, причем на документальных событиях. Или наоборот, прочитав «Дети капитана Гранта», посмотрели четырехсерийный фильм и вспомнили героев книги, которые ожили в киноленте. Дети говорят, что, читая книгу, они по-другому представляли Роберта, Гленарвана или Паганеля.
Современные технологии также способствуют формированию любви к книге. Например, электронная книга позволяет сейчас не ходить в библиотеку, а через такие сайты litres.ru, bibe.ru покупать и закачивать книги, читать их подходящими и удобными шрифтами. Здесь же можно купить и закачать аудиокниги. Новая технология воспитания любви к книге в нашей семье — прослушивание аудиокниг в машине, когда вся семья в дальней дороге слушает, а потом обсуждает. Имеется опыт создания аудиокниг голосом папы. Я каждое утро посвящал записи одной главы на диктофон. Одна глава — один файл. Затем сохранил в папке все главы на флешке. И можно слушать! Таким способом я записал рассказ Дмитрия Григоровича «Гуттаперчевый мальчик» и у Михаила Пришвина «Кладовая солнца». После такого опыта у сыновей возникло желание самим записать свою аудиокнигу — Алексея Толстого «Детство Никиты». Качество не очень хорошее, но всем, кто меня знает и знает нашу семью, могу предоставить аудиофайлы указанных книг, чтобы не покупать в интернет-магазине.
И как вывод по всему вышесказанному: у нас не так много времени, чтобы мы могли успеть воспитать своих детей так, какими бы мы их хотели видеть в своей старости! Поэтому в самом процессе формирования любви и уважения к книге я вижу совместное увлекательное времяпровождение со своими детьми, без ора, без нотаций, без рукоприкладства. Следующий монолог будет посвящён вопросу о том, почему нельзя бить детей.