Пятого мая произошло событие, о котором следует сказать особо; и о котором сегодня мы вспоминаем не только с гордостью, но и с откровенной горечью… В этот день вспыхнуло вооружённое восстание в Праге – его подняло чешское Движение Сопротивления.
Друзья мои! В связи с этим восстанием я хочу вспомнить о человеке, к которому отношусь с глубочайшим уважением, хотя так получилось, что мы с ним всю жизнь оставались идеологическими противниками, пусть даже и разнесёнными по времени. Я говорю о генерале Сергее Войцеховском. Я непременно при случае расскажу о нём подробнее. А пока – коротко.
Дело в том, что Сергей Войцеховский был военным министром подпольного чешского правительства. Соответственно, он имел непосредственное отношение к данному выступлению чешских патриотов.
Войцеховский зарекомендовал себя как один самых талантливых «белых» генералов, воевавших под знамёнами адмирала Колчака. Именно он добился наибольших результатов во время наступления в 1818-1819 годах. Именно он наиболее успешно сдерживал наступление «красных» в Сибири осенью 1919-го. Именно он лично застрелил генерала Петра Гривина за самовольное оставление фронта. Именно он повёл свою измотанную дивизию на Иркутск, чтобы отбить арестованного Колчака. Именно он сумел вывести остатки колчаковских войск из окружения в Забайкалье. Будучи командированным для связи в Крым, по просьбе барона Врангеля руководил эвакуацией остатков войск с полуострова…
После эвакуации и мытарств, он оказался в Чехословакии, где его приняли в армию, где он со временем стал командующим армией с чином соответствующим: генерал армии. Когда состоялся Мюнхенский сговор, он оказался одним из немногих военачальников, которые требовали от правительства не подчиняться, а принять бой – пусть даже и заведомо отречённый!.. Отстаивать свою позицию ему пришлось перед боевым товарищем по войне в Сибири – генералом Яном Сыровым…
Однако капитулянты взяли верх, и Войцеховский вышел в отставку.
В период оккупации проживал в Праге, состоял в подполье… Гитлеровцы его не трогали, по всей видимости, в память о его непримиримой борьбе с большевиками.
…Когда война уже катилась для гитлеровцев к пропасти, Войцеховскому предложили возглавить «Русскую освободительную армию» вместо генерала Власова, которого Гитлер хотел сменить на более авторитетного военачальника. Тут-то Сергей Николаевич и произнёс историческую фразу:
- Большевиков ненавижу, но против русского солдата воевать не буду!..
Вот не удержался, отвлёкся. Чтобы рассказать об этом человеке…
Но вернёмся к Пражскому восстанию.
…Казалось бы: Германия пала, Берлин капитулировал – сдавайтесь, фрицы!.. Нет же! В Праге разгорелись ожесточённые бои. Германской группировкой командовал генерал-фельдмаршал Фердинанд Шернер, который приказал подчинённым войскам СС непременно подавить повстанцев – и те постарались выполнить приказ со всей яростью обречённых.
И они бы выполнили приказ – в том нет сомнения!
Оказавшиеся в тяжелейшем положении повстанцы взывали о помощи. Остановившиеся не так далеко американцы строго соблюдали предварительные договорённости: территория Чехословакии входила в зону советских интересов, а потому в ситуацию не вмешивались. Командование заморского экспедиционного корпуса по возможности берегло своих солдат – если учесть, что в последующие несколько дней погибло пятьдесят тысяч военнослужащих Красной армии, приходится признать, что оно поступило дальновидно…
Шестого мая ряд соединений 1-го и 2-го Украинских фронтов получил приказ прорваться на помощь восставшей Праге. Предстояло преодолеть почти сто километров по разбитым войной дорогам, да ещё по горной местности Судет…
…Ну как не отвлечься ещё раз!..
Казалось бы: война завершилась!.. Берлин пал!.. ПОБЕДА!.. УРА!!!
А вместо праздничного ликования приходится разворачивать танки на юг, чтобы броситься навстречу новым сражениям, новому кровопролитию… Что испытывали наши солдаты во время этого марша?.. Конечно, за годы войны они привыкли к тому, чтобы выручать попавших в беду товарищей. Конечно, они не роптали – ибо привыкли к тому, что на войне как на войне.
Наверное, бойцов и командиров Красной армии охватила – не могла не охватить! – ярость на врага, который не желал капитулировать, не позволял им насладиться заслуженным миром!..
И вряд ли кто из наших ребят задумывался в тот момент, что они участвуют в своего рода символическом походе, который зацикливает, замыкает кровавый круг Второй мировой войны. Ведь она, по сути, началась именно с Мюнхенского сговора, который открыл гитлеровским колоннам путь на Прагу. И вот теперь по тем же дорогам шли советские танки, чтобы добить последний очаг сопротивления гитлеровского нацизма. Война завершалась там, где началась!..
Да, Красная армия рвалась на помощь пражским повстанцам. Однако наши части вполне могли и не успеть… Всё же расстояние немаленькое, да и на горной дороге вражеские заслоны…
И тут случилось то, чего никто не ожидал, и что стало на многие годы запретной темой для советской историографии. На помощь чешским повстанцам пришли подразделения Русской освободительной армии – «власовцы». Они в немалой степени способствовали тому, что повстанцы сумели продержаться до подхода частей Красной армии.
Конечно, со стороны фашистской группировки эти бои можно расценивать как акт отчаяния. Немцы расправились бы с повстанцами, но против прорвавшимся к ним умелых в бою частям Красной армии устоять не смогли бы никак: уступали по всем показателям. Потому ничего удивительного не видится в том, что группировку разгромили буквально за несколько дней – официально операция завершилась 11 мая. Хотя реально бои с отдельными отходившими или окружёнными частями гитлеровцев продолжались ещё несколько дней.
Показательный момент. Семитысячная группировка гитлеровцев, в которую объединились остатки разгромленных дивизий СС, и которую возглавлял начальник Управления СС в Богемии и Моравии обергруппенфюрер СС граф Карл-Фридрих фон Пюклер-Бургхаус, пыталась прорваться на запад, чтобы сдаться американским войскам. Однако задумка не удалась: советские (танками и пехотой) и американские (артиллерийским огнём) войска совместно разгромили сводный отряд. Командир его застрелился, а полностью деморализованные уцелевшие солдаты и офицеры сдались в плен.
В связи с этим эпизодом вспоминается художественный фильм «Неслужебное задание» - один из немногих современных фильмов о войне, который мне по-настоящему понравился.
…Следует подчеркнуть, что в составе войск Красной армии в освобождении чешской столицы принимали участие соединения румынские, польские, чехословацкие. За освобождение Праги отдали жизни более 50 тысяч военнослужащих.