Найти в Дзене
Татьяна Альбрехт

Генеральные штаты – вершители судеб монархии. Как короли Франции договаривались с подданными

Взятие Бастилии
Взятие Бастилии

5 мая 1789 года король Франции Людовик XVI, понимая, что в отношениях с подданными назрел глобальный кризис, впервые с 1614 года созвал Генеральные штаты (аналог парламента) в надежде прийти к консенсусу и предотвратить надвигающуюся революцию. Попытка провалилась. Не в первый раз за историю королевства. Но впервые этот провал привел к столь глобальным последствиям.

Что же такое французские Генеральные штаты? Почему именно их отказ идти на компромисс с королем оказался роковым?

Вспомним историю королевства Франция.

Геральными Штатами (Etats Generaux) во Франции называлось высшее сословно-представительское учреждение. Они созывались королем в критические моменты и должны были обеспечить королевской воле поддержку общества. В своем классическом виде Генеральные штаты состояли из трех палат: представителей дворянства, духовенства и третьего сословия. Каждое сословие заседало отдельно и выносило особое мнение по обсуждаемому вопросу.

Появление института Генеральных штатов было обусловлено стремлением монархов централизовать систему управления государством, которое только век назад было собрано из разнородных элементов – владений крупных духовных и светских феодалов, городов, обладавших многочисленными традиционными вольностями и правами, земель Лангедока, привыкших жить по римскому праву. Понадобился орган, где все они могли представлять себя и вести диалог с королем.

Система выборов в штаты и полномочия депутатов варьировались в зависимости от провинции и часто были достаточно запутанными (особенно для представителей третьего сословия). Выбранные делегаты составляли свод наказов и выбирали депутата от сословия своего округа. В Генеральных Штатах сословия заседали отдельно, за исключением торжественных случаев, требовавших присутствия самого короля. Каждое из сословий имело только один избирательный голос, складывавшийся из большинства поданных голосов. Число депутатов от каждого сословия было различным, однако при голосовании это не учитывалось.

De ure Штаты имели полномочия признать короля в обмен на права и привилегии, de facto их юрисдикция (особенно в провинциях) в основном ограничивалась административной сферой. Короли созывал Штаты по собственному усмотрению.

Обычно целью созыва было утверждение новых налогов. Однако сословия, различные корпорации и фракции тоже умело использовали в своих интересах столь мощное оружие, как сословное представительство, и в отдельных случаях могли существенно, даже кардинально влиять на судьбу королевства.

О. Кудер. Открытие Генеральных Штатов
О. Кудер. Открытие Генеральных Штатов

Первые Генеральные штаты общенационального масштаба были созваны в апреле 1302 года во время конфликта Филиппа IV Красивого (годы правления: 1285-1314) с папой Бонифацием VIII. Это собрание отвергло претензии папы на роль верховного арбитра, заявив, что король в светских делах зависит только от Бога. В 1308, готовя процесс тамплиеров, король вновь счел нужным опереться на поддержку Генеральных штатов. 1 августа 1314 Филипп IV Красивый созвал Генеральные штаты для утверждения решения о сборе налогов для финансирования военного похода во Фландрию. Тогда дворянство сделало попытку объединения с горожанами для отпора чрезмерным денежным запросам короля, однако торговые города снова оказали поддержку более выгодной для них королевской политике.

В годы угасания Капетингов значение Генеральных штатов возросло. Именно они приняли решение об устранении от престолонаследия дочери короля Людовика X Сварливого (правил в 1314-1316 годах) в 1317, а после смерти Карла IV Красивого (годы правления: 1322-1328) и пресечения прямой ветви династии Капетингов передали корону Филиппу VI Валуа (1328-1350).

При первых Валуа, особенно, в годы Столетней войны (1337-1453), когда королевская власть нуждалась в чрезвычайной финансовой поддержке и консолидации всех сил Франции, Генеральные штаты достигли наибольшего влияния. Пользуясь правом утверждения налогов, они пытались инициировать принятие новых законов. В 1355, при Иоанне II Добром (правил в 1350-1364 годах) Генеральные штаты согласились на выделение средств королю лишь при выполнении ряда условий. Стремясь избежать злоупотреблений, они сами стали выделять доверенных лиц для сбора налогов.

После битвы при Пуатье (1356) король Иоанн II Добрый попал в плен к англичанам. Воспользовавшись ситуацией, Генеральные штаты во главе с прево Парижа Этьеном Марселем и ланским епископом Робертом Лекоком выступили с программой реформ. Они требовали, чтобы принявший управление Францией дофин Карл Валуа (будущий Карл V Мудрый (правил в 1364-1380 годах)), заменил своих советников представителями от трех сословий и не смел предпринимать самостоятельных решений. Эти требования были поддержаны провинциальными штатами. Претензии на власть Генеральные штаты выразили в Великом мартовском ордонансе 1357. Согласно его положениям законными признавались лишь те налоги и сборы, которые были утверждены Генеральными штатами.

Дофин Карл был вынужден принять условия ордонанса, но сразу же начал борьбу за его упразднение. Он сумел склонить на свою сторону большинство дворян и духовенства. Уже в 1358 дофин объявил об отмене ордонанса, что вызвало возмущение парижских горожан во главе с Этьеном Марселем, вылившееся в знаменитое Парижское восстание 1357-1358 (Жакерия). Парижан поддержали некоторые другие города и отряды крестьян. Но собранный в Компьене новый состав Генеральных штатов поддержал дофина, и Парижское восстание было подавлено.

Гастон Феб и Жан де Грайи подавляют восстание жаков по дороге в город Мо. Миниатюра из «Хроник» Жака Фруассара.
Гастон Феб и Жан де Грайи подавляют восстание жаков по дороге в город Мо. Миниатюра из «Хроник» Жака Фруассара.

Добившись покорности сословий, дофин Карл, который с 1364 стал королем Франции, предпочитал финансовые проблемы решать с собраниями нотаблей, оставляя на долю Генеральных штатов лишь проблемы консолидации сил Франции в борьбе с англичанами.

Подобной политики придерживались и его преемники. Однако в период соперничества между бургиньонами и арманьяками именно Генеральные штаты поддержали Карла VII Валуа (официальные годы правления: 1422-1461) в деле укрепления королевской власти.

В 1420-1430-х годах они вновь играли активную политическую роль. Особое значение имели штаты 1439 года, собравшиеся в Орлеане. Они запретили сеньорам иметь собственное войско, признав такое право лишь за королем, установили налог на содержание постоянной армии короля (талью).

Вместе с тем вражда сословий, разобщенность городов, а главное – отсутствие общей цели и единой «политической платформы» не позволили Генеральным штатам добиться кардинального расширения своих прав. Более того, к середине XV века большая часть французского общества была согласна с тем, что король имеет право вводить новые налоги и сборы, не спрашивая разрешения Генеральных штатов. Повсеместное введение тальи обеспечило казну твердым источником доходов и избавило королей от постоянной необходимости согласовывать финансовую политику с представителями сословий.

Потому Карл VII не преминул воспользоваться иллюзией свободы. Укрепившись на троне, он с 1439 до конца царствования ни разу не собирал Генеральные штаты.

Король Франции Карл VII Валуа
Король Франции Карл VII Валуа

Хитроумный Людовик XI (1461-1483) решил вопрос еще проще: собрал Генеральный штаты единственный раз - в 1467 году, затем, чтобы получить формальные полномочия принимать любые решения во благо Франции без созыва оных.

В 1484 Генеральные штаты были созваны по причине малолетства короля Карла VIII Валуа (правил в 1483-1498). Они интересны тем, что впервые в составе депутатов третьего сословия было представлено не только городское, но и сельское податное население. В дальнейшем, Карл VIII до конца своего правления ни разу не созывал штаты. Впрочем, у него не было серьезных финансовых затруднений и экстраординарных трат.

Поддержка Генеральных штатов однажды потребовалась Людовику XII (годы правления: 1498-1515) – королю срочно понадобились деньги на продолжение Итальянских войн.

Великолепный Франциск I (правил в 1515-1547 годах) достаточно умело решал свои финансовые проблемы и за весь период своего долгого правления сумел обойтись без привлечения строптивых сословных представительств – в активе у короля были новые источники доходов, открывшиеся в результате Болонского конкордата (соглашения между королем и римской курией о самостоятельности Галликанской церкви и разграничении церковных доходов).

Его сын Генрих II (годы правления: 1547-1559) в принципе не слишком умел общаться с подданными, тем более убеждать их разорится во благо королевства. Тем не менее, в первый год своего правления (в 1548 году) он был вынужден собрать Штаты по все той же причине – нужны были деньги на войну с Испанией. Многих депутатов король назначал своей волей, т. к. сословия и корпорации не желали договариваться с монархом и продолжать разорительные Итальянские войны. В последующие годы казна короля пустела стремительно, однако больше он не прибегал к услугам сословного представительства.

Король Франции Генрих II Валуа
Король Франции Генрих II Валуа

Следующие Генеральные штаты были созваны по инициативе Екатерины Медичи и весьма активного канцлера де л’Опиталя в 1560 году. Их работа с перерывами и периодическими переносами места заседания продолжалась до 1563 года на фоне первого этапа Религиозных войн.

В дальнейшем до конца XVI века Генеральные штаты собирались еще три раза: в 1576, 1588 и 1593 годах.

В 1576 их созвал Генрих III (правил в 1574-1589 годах), причем причина созыва была более чем нетривиальной – впервые за историю этого органа король не требовал введения новых налогов, а препятствовал их утверждению, т. к. налоги были инициированы лидерами экстремистских группировок, желавшими продолжения войны протестантов и католиков.

Штаты созыва 1588 и 1593 годов вообще представляют собой исключительные случаи в истории этого органа.

Штаты 1588 года были созваны в Блуа по инициативе Католической Лиги (единственный раз за всю историю не по инициативе монарха). Большинство депутатов принадлежало к ультракатолической партии. Под лозунгами ограничения королевской власти и признания верховного суверенитета Генеральных штатов, они стремились отобрать власть у Генриха III и передать ее Генриху Гизу. Финал этой трагической истории известен - убийство герцога по приказу короля (ну не было у последнего Валуа другого способа избавиться от главного врага и вечного смутьяна, ради собственных амбиций постоянно ввергавшего измученное королевство в новый круг религиозного противостояния), соглашение короля с Беарнцем (будущий Генрих IV), который уже четвертый год был официальным наследником трона, но никак не мог примириться с кузеном, штурм монархом собственной обезумевшей столицы.

Созыв Штатов 1593 года – вообще случай особый. De ure правомочный преемник Генриха III, Генрих IV Бурбон никак не мог добиться признания законности своих королевских прав от собственных подданных. Довольно значительная их часть ни при каких условиях не желала видеть Беарнца на французском престоле. Именно этими строптивцами был инициирован созыв Штатов в 1593 году. Именно эти Генеральные штаты на четвертый год формального правления Генриха IV признали его законным государем Франции, и то после того, как король произнес свой знаменитый афоризм «Париж стоит мессы!» и совершил необходимые обряды.

Созыв Генеральных штатов в 1614 году был обусловлен неразумной и претившей большей части подданных политикой регента королевства Марии Медичи, которая даже после совершеннолетия Людовика XIII (наступившего как раз в этом году) не желала уступать ему власть, пыталась всяческими уловками устранить его от управления и при этом злонамеренно разрушала достижения покойного супруга в области религиозного мира и избавления от испанской гегемонии.

К счастью, как мы знаем, ничего у королевы-матери не вышло.

Ну а в 1789 году король Франции так и не смог договориться со своими подданными. И это стало отправной точкой для начала Великой Французской революции, изменившей облик и ход истории не только Франции, но и Европы.

Ж-Л. Давид. Клятва в зале для игры в мяч
Ж-Л. Давид. Клятва в зале для игры в мяч