(Bumperkleef, 2019, Нидерланды)
Казалось бы, ну какие триллеры и хорроры можно снимать в стране ветряных мельниц, каналов, велосипедов, сыра, тюльпанов и иной прикольной "ботаники"? Той самой, что позволяет гражданам этой страны жить на расслабоне и никуда не спешить?
Тем не менее есть в Голландии свои отморозки, которым не хватает импортных саспенс-фильмов, и они готовы тратить бабло на производство собственных. Прямо здесь же, не отходя от своих родных мельниц, каналов, велосипедов, сыра, тюльпанов... И, разумеется, от той самой прикольной "ботаники", которая стимулирует кинотворческие процессы... Если, конечно, не пробивает на "ха-ха" съёмочную группу и не срывает напрочь работу.
Неизвестно, насколько тесные отношения у режиссёра Лодевейга Крейнса с вышеназванной травянистой культурой, но некоторое злоупотребление ею на съёмках, кажись, имело место.
Хотя, по большому счёту Крейнс не открыл ничего нового. "Преследование" - почти канонический дорожный триллер-погоня в духе "Дуэли" Спилберга, "Ничего себе поездочки" Дала или "Дорожного чудовища" М. Дэвиса. Только дьявол-то, как известно, кроется в деталях (или напечатанных мелким шрифтом, примечаниях к контракту), и здесь у "Преследования" хватает своих оригинальных фишек. Которыми оно будет не только щекотать вам нервы, но и злобненько чёрно-юморить над своими героями.
Хотя что-то подсказывает мне: на самом деле Крейнс не задумывал в своей картине никакого юмора. Но так уж вышло, что российскому зрителю, в чьей машине наверняка лежит под рукой монтировка или бита, смотреть на местные дорожные разборки без смеха будет трудно. Просто потому что... ну не бывает так. А если даже бывает, то без взаимных потоков ядрёного мата (как минимум) дело уж точно не обойдётся.
В отличие от своего финала - как по мне, он был обезжирен и слит, - начинается кино грамотно: когда мало что понятно, но это лишь усиливает "завязочную" интригу. И лишь потом нас знакомят с главными героями - семейкой "без фамилии" Ханса, Дианы и двух их малолетних дочерей (см. скриншот выше). Которые в одно погожее утро сели в свой "вольво" и поехали на день рожденья к дедушке, живущему с бабушкой в какой-то деревне.
Казалось бы, ничего такого, вполне обыденная ситуация. Однако минует всего пара минут, а вам уже захочется самому оказаться на месте грядущего злодея. И настучать по башке этим дёрганым, вечно орущим людям, умеющим создавать невыносимую обстановку буквально на ровном месте.
И вот наши неврастеники гонят по шоссе, где, по мнению Ханса, лишь он является разумным водителем, а все остальные - парнокопытными разной степени рогатости. О чём Ханс не преминул сообщить жестами одному седовласому мужику на белом фургоне, который долго не давал себя обогнать.
Сообщил - и забыл, а вот оскорбленный мужик - нет. А поскольку "крыша" у него протекала ещё хуже, чем у Рейхстага в мае 45-го, он, отринув свои текущие планы, помчался вслед за семейкой Ханса. Затем чтобы дать ему шанс извиниться. А если он откажется - что ж, тогда пусть эти и без того истеричные люди истреплют себе последние нервы, после чего...
Короче говоря, нынешний день рожденья их дедушки обещал стать самым запоминающимся из всех, что они когда-либо праздновали.
***
В общем, досадно, что развязка и финал "Преследования" делались уже на национальном голландском расслабоне - слишком уж диссонируют они с ядрёными дорожными разборками, что бурлят в остальное время фильма. Из-за чего морализаторство злодея становится под конец чересчур театральным, а сам он скучнеет и начинает повторяться.
Тем не менее бо́льшая часть картины снята всё-таки образцово и напряженно, так что в целом впечатление от неё остаётся умеренно-приятным. Да и смахивающий на Гэри Бьюзи, только в амбальном варианте, злодей тоже получился колоритным и запоминающимся - странно, почему актёр Вилем де Вольф так малоизвестен, и даже в европейском кино его практически не встретишь.