Найти тему
Новости Якутии

КАК ЗЕКИ ГОТОВИЛИ УБИЙСТВО ЗАМНАЧАЛЬНИКА КОЛОНИИ

В январе 2009 года заключенный Виталий ВАСИЛЬЕВ по кличке Бичик решил организовать убийство заместителя начальника исправительной колонии № 3 Алексея В. (имя изменено). Оставаясь за решеткой, с помощью одного только мобильного телефона он сумел найти «киллеров», автомобиль, подготовить орудие убийства (обрез охотничьего ружья) и даже установить место проживания своей будущей жертвы.

В назначенное время исполнители приехали к Алексею, поднялись на этаж, где расположена его квартира, но, к счастью, реализовать план им не удалось: органы были уже в курсе. Информаторы заранее доложили силовикам о планируемом нападении. 

История уникальна еще и тем, что она ухитрилась почти не засветиться в СМИ. О попытке убийства «замкума», организованной «контингентом», не писали газеты, не рассказывало телевидение. Вышла только небольшая заметка в «Российской газете», и все на этом. 

Лишь сейчас, спустя десятилетие, нам удалось узнать детали этой истории. 

Данный случай — первый и последний на Дальнем Востоке. Похожих инцидентов, слава богу, больше не происходило. 

А все началось вот с чего… 

СПРАВКА «ЯВ»: КТО ТАКОЙ БИЧИК

Васильев В. В. — осужденный отрицательной направленности, относился к масти «черных». Являлся «смотрящим» своего отряда № 1, отвечал за «зоновский» порядок, культивировал «воровские традиции». На должность смотрящего был назначен «смотрящим за колонией» Юриком Мурадяном. Среди осужденных пользовался авторитетом. Родом из Нюрбинского района, «по характеру вспыльчивый, имеет завышенное самолюбие, умеет налаживать контакты, способен подавлять волю других людей, имеет твердый волевой характер и обширные связи среди криминальных группировок».

НОВЫЙ ЗАМ НАЧАЛ ЗАКРУЧИВАТЬ ГАЙКИ

Будущий «объект» для киллеров был назначен заместителем начальника по безопасности и оперативной работе в «тройке» (исправительная колония № 3) руководителем УФСИН Якутии. На тот момент данный пост занимал Сергей ИЗМАЛКОВ.

Едва вступив в новую должность, Алексей В. начал наводить порядок, вызвав ненависть заключенных. «Порядок» в представлении нового зама сводился к серьезному ужесточению режима.

«Алексей В., являясь уполномоченным на то должностным лицом, принял меры по усилению режима в исправительном учреждении. Начал проводить работу по приведению в соответствие с законностью условий отбывания наказания осужденными в колонии, установил локальные зоны ограждения, наблюдательные вышки секции дисциплины и порядка, ввел День усиленного режима осужденных. У осужденных изъята гражданская одежда, они переодеты в одежду установленного образца, проведены обысковые мероприятия, что повлекло недовольство со стороны лидеров отрицательно настроенных к администрации осужденных, в число которых входил Васильев В. В.

Кроме того, приняты меры в отношении осужденных, признанных злостными нарушителями, в результате которых указанные лица переводились в отряд «строгих условий содержания» (далее СУС). 

Из материалов уголовного дела

В этот отряд СУС был переведен криминальный авторитет Анатолий Румянцев по кличке Румяс. Из материалов уголовного дела следует, что в это время в преступном мире решался вопрос о назначении «смотрящего за колонией», и Румяс был самой подходящей кандидатурой. Бичик считался другом Румяса и за счет «карьерного» роста приятеля планировал повысить собственный уголовный статус. 

Действия нового заместителя по безопасности и оперативной работе спутали карты уголовникам, что и привело к «возникновению преступного умысла». 

«Было установлено, что одним из подстрекателей расправы над Алексеем является осужденный Румянцев Анатолий по прозвищу Румяс и Румян, который ранее содержался в ИК-3. По своему авторитету среди осужденных Румянцев А. был намного выше Васильева В., так как он был одним из кандидатов на должность «смотрящего за зоной». На тот момент явного лидера среди осужденных не было, лидерами уголовной преступной среды решался вопрос о назначении в ФБУ ИК-3 «смотрящего за зоной». Он тем самым помешал последнему стать «смотрящим за зоной», хотя у него были все шансы стать им. Румянцев, попав в СУС, не имел возможности оказывать влияние на основную массу осужденных, так как был изолирован. Содержась в СУСе, Румянцев заболел туберкулезом и осенью 2008 года был направлен отбывать наказание в лечебно-исправительное учреждение — 5 в Марху. 

Из материалов уголовного дела

С переводом Румяса планы Бичика окончательно «сломались». Вчера он уже видел себя вторым человеком на зоне (среди заключенных, понятно), а сегодня — просто один из многих. Да еще с перспективой огребать в СУСе.

Тогда и было принято решение устранить корень проблемы — не в меру ретивого замначальника колонии. 

Поиск исполнителей на воле Бичик осуществлял по телефону, обзванивая своих «корешей», ранее откинувшихся с зоны. Прослушки, видимо, заключенный особо не боялся. И зря, потому что в материалах уголовного дела имеются стенограммы телефонных разговоров между Бичиком и исполнителями, которых он просил помочь «разобраться с одним человеком». 

Что интересно, «киллеры» до последнего не знали друг о друге (видимо, чтобы избежать утечки информации). Они познакомились в автомобиле, только когда поехали на «дело» в поселок Бестях Хангаласского района. Также исполнители не знали ни свою будущую жертву, ни причины, по которой человека надо «грохнуть». Некоторые из участников «рейда» даже не знали, что едут на «мокруху»: думали, что наказывают и грабят какого-то простого мужика за реальные или мнимые «косяки».

Так или иначе, пятеро молодчиков беспрекословно выполнили все директивы Бичика: соорудили обрез, нашли автомобиль, приготовились к нападению. 

ДИАЛОГИ С ИСПОЛНИТЕЛЯМИ

1. Бичик и исполнитель Вася.

Бичик:

— Ты в каком районе живешь?

Исполнитель:

— Возле ЯГУ. Дело-то реальное?

Бичик: 

— Вася, реально все. Там долго не будете. Сразу надо его связать, избить, что-нибудь украсть да и уехать.

Исполнитель:

— Он один, да?

Бичик:

— Да. Тут деревня. Он алкоголик, постоянно пьяный ходит, а так при деньгах.

Исполнитель Вася:

 — У него знакомых из блатных нет?

Бичик:

— Нет, откуда! Никто не знает, мы тут сами движуху делаем. Сколько возьмете, сами заберете, нам нужно только чтоб проучили его. Понял?

Исполнитель:

 — Ага.

Бичик:

— Руки, ноги поломать, и все.

Исполнитель:

— А так там два пацана есть, да?

Бичик:

 — Ага. Нормальные парни, они нам хорошо помогают, якуты. Познакомишься, поговоришь с ними. Не алкоголики, серьезные парни. Завтра все хорошо обговорим.

Исполнитель:

— Опасно по телефону разговаривать. Не будут прослушивать?

Бичик:

— Нормально все. 

2. Бичик и исполнитель Дьулус

Бичик:

— Дьулус, разговор есть.

Исполнитель: 

— Ну.

Бичик:

— Ты там никому не говори, сам узнаешь.

Исполнитель: 

 — Ага.

Бичик:

— Парней сможешь найти?

Исполнитель: 

— Каких?

Бичик:

— Чтоб человека проучить.

Исполнитель: 

— А так кто он?

Бичик:

— Есть один тут, потом скажу.

Исполнитель: 

— Можно найти. И смотря как побить. У него что за косяк?

Бичик:

— Надо к нему домой зайти.

БИЧИК И РУМЯС

(Из телефонных переговоров Бичика и Румяса)

1.

Румяс:

— Алло.

Бичик:

— Здравствуй, Румяс. Халя-баля нужно с тобой.

Румяс:

— Давай.

Бичик:

— Короче говоря, в прошлый раз накинул, понял, да ?

Румяс:

— Ага.

Бичик:

— А парни где?

Румяс:

— Есть.

Бичик:

— Короче, адрес уже в среду будет, колеса нужны будут, парней привезти.

Румяс:

— Точно там? 

Бичик:

— Будет ровно, время найдем. В пятницу или как привезти хочу. Ровно день чтобы. Знаешь же, что нужно сделать. В самом не нужно, наверно, в ближней деревне, наверно.

Румяс:

— А как узнают-то?

Бичик:

— Нормально, узнают.

Румяс:

— Или нужно, чтобы кто-то показал.

Бичик:

— Человека нужно посадить, чтобы на лицо показал, что вот ходит. Ну мы найдем человека.

Румяс:

— М-м.

Бичик:

— И скотину сам знаешь, что сделать надо. 

2.

Бичик:

— Румяс, насчет вчерашнего разговаривал?

Румяс:

— Пока нет. Я до этого еще с ним разговаривал, говорили, что есть. Конкретно им еще не накидывал. Сегодня еще позвоню. Насчет машины надо подумать.

Бичик:

— Колеса будут, все нормально.

Румяс:

 — Надо подумать обратную дорогу. Понял?

Бичик:

— Я уже думал насчет этого. Вообще с другой стороны.

Румяс:

— Короче, поедут, с тобой на связи будут. 

Бичик: 

— По любому. Все сделаем, нормально будет.

Румяс:

— Еще какие новости?

Бичик:

— Да никаких, пока насчет этого движуху делаю, и все.

Румяс:

— У вас под крышей все нормально?

Бичик:

— Да. В карты играю.

Румяс:

— Тогда я с парнями созвонюсь и перезвоню тебе.

Бичик:

— Ага, давай!

ЧАС «ИКС»

«24 января 2009 года около 19 часов 38 минут по указанию организатора преступления Васильева В. В., созданная им группа лиц по предварительному сговору в составе Семенова В. А., Кириллина Р. В., Боескорова А. Г., вооруженная обрезом, на автомашине марки Toyota Сorolla, под управлением Конникова Е. Е., приехала в село Бестях Хангаласского района. Автомобиль остановили напротив магазина «ЧИК» по улице Центральная, где в непосредственной близости проживал Алексей В. Помимо указанных лиц, в машине находился Петров М. С.»

Из материалов уголовного дела

 

У каждого члена сколоченной наспех преступной группы была своя роль и функционал. Бичик проинструктировал, что нужно делать. 

Убить замначальника колонии должны были Семенов, Кириллин и Боескоров. Конников и Петров оставались на «шухере» в автомашине: после совершения преступления они должны были немедленно эвакуировать группу.

В последний момент, однако, в план внесли коррективы. «Киллеры» решили не использовать обрез, чтобы не создавать шума: посчитали, что, втроем и внезапно напав, смогут справиться с жертвой и без оружия.

Они оставили оружие в машине и направились к дому Алексея. В квартире замначальника колонии горел свет, соседи на верхнем этаже отмечали какое-то событие и часто выходили в подъезд покурить. За дверью лаяла собака. Все это сильно напрягало исполнителей.

Был и еще один момент: во время пути в Бестях их случайно остановил сотрудник ГАИ. Он придрался по какой-то мелочи, записал номера автомашины, а после протянул им флягу и попросил на обратном пути привезти воды. Эта случайная встреча с «гаером» напрочь сбила «боевой» настрой группы. 

Не сумев реализовать нападение на жертву с наскока, «киллеры» растерялись, начали сомневаться в своих действиях, а после и вовсе отказались от нападения. 

«Семенов В. А., Кириллин Р. В. и Боескоров А. Г., изучив окружающую обстановку, обнаружили на двери квартиры № 4 сигнал звонка с подсветкой, которую ошибочно приняли за видеокамеру наблюдения. Также услышали голоса соседей, курящих на 4-м этаже, и лай их собаки. Испугавшись быть опознанными, боясь уголовной ответственности за совершение преступлений, они добровольно отказались от совершения преступления».

Из материалов уголовного дела: 

СТУКАЧИ РАБОТАЮТ 

Впрочем, даже не откажись «бригада», ничего бы у них не вышло.

Пока Бичик обзванивал своих «корешей» и сколачивал банду, оперативная информация о готовящемся убийстве поступила и силовикам от информаторов из числа заключенных.

А потом исполнителей уже ждали. Можно сказать, что гаишник на трассе спутал операм карты: он-то ничего не знал о готовящемся преступлении, инцидент с остановкой автомобиля был абсолютно случаен.

Операция по задержанию преступников проводилась в условиях строжайшей конспирации. В ней принимали участие оперативники УФСИН и отдел специального назначения. На лестничной площадке перед квартирой Алексея была установлена видеокамера, в самой квартире — засада. При этом конкретная дата нападения не была изначально оговорена, поэтому около месяца Алексей и его семья проживали в состоянии глубокого напряжении. Сложно представить, что испытывали «объект» и его семья, зная, что готовится покушение, и ничем не выдавая это знание. Никакая наружка, никакие камеры не смогут гарантировать защиту. 

Не было даже точной информации: будет ли Алексей единственным объектом для нападения или под удар могут попасть его супруга и дети. Сам замначальника колонии не стал брать срочно отпуск и уезжать за пределы республики, а мужественно остался в родном поселке, неся службу. 

«Позже поступила информация о том, что нападение состоится 24 января 2009 года. Сам Алексей находился в квартире, чтобы создать видимость обычной жизни. Примерно в 20.30 в мониторе видеонаблюдения было зафиксировано движение: в кадре появились трое людей в зимней одежде. Данные люди подходили к квартире объекта, прислушивались к звукам, доносящимся изнутри квартиры. На верхнем этаже у соседей шла гулянка, и из квартиры постоянно выходили в коридор курить люди. Лица, которые подошли к квартире, обратили на это внимание и стали переговариваться между собой. Затем указанные лица вышли из подъезда, так ничего не предприняв. Позже было установлено, что они отказались от нападения, испугавшись, что их могли увидеть соседи сверху. Зафиксирован телефонный разговор между исполнителем Семеновым В. и организатором преступления Васильевым В., где Семенов В. говорит, что отказывается от нападения». 

Из материалов уголовного дела

Дав «заднюю», несостоявшиеся «киллеры» вернулись обратно в машину и покинули поселок. Информация о вооруженных молодчиках на универсале «Тойота-Королла» тут же была передана всем постам ГАИ. 

Пятерку задержали на стационарном посту ГАИ напротив села Ой. При досмотре в салоне машины были обнаружены обрез и патроны, а сами бандиты вскоре дали признательные показания. 

РУМЯСУ УДАЛОСЬ ИЗБЕЖАТЬ НАКАЗАНИЯ 

Расследовал уголовное дело следователь СК Якутии Василий НЕУСТРОЕВ. Ему удалось собрать доказательную базу и привлечь к уголовной ответственности Бичика. Кроме него, на скамье подсудимых оказался и Конников, которому следственные органы вменили незаконное изготовление и хранение холодного оружия. Остальным повезло куда больше: они стали свидетелями.

Каким-то образом удалось «соскочить» криминальному авторитету Румясу. Всю вину он свалил на Бичика, утверждая, что ничего не знает и никакой помощи тому не оказывал. 

 

«В январе 2009 года Васильев нашел его по сотовому телефону и напомнил про наказание Алексея В. Румянцев не мог пойти на попятную и поддержал Васильева В. К тому времени обида на Алексея прошла, потому как он отбывал наказание уже в ЛИУ-5. Васильев постоянно напоминал, что Алексей обидел Румянцева А. и что последний должен принять крайние меры и не оставлять безнаказанно. 

Звонил только Васильев В., он лично не звонил и предложений не делал, не хотелось связываться с представителями власти. Васильев пытался действовать согласованно с ним, чтобы в случае неудачи прикрыться им. Это он понимал, поэтому ничем не помогал, советы не давал, надеясь, что Васильев поймет его нежелание. Для отвода глаз Васильева он говорил ему, что ищет людей, хотя ни людей, ни машину, ни оружие не искал».

Из материалов уголовного дела 

 

В итоге Бичик получил семь лет в колонии строгого режима, а Конников отделался легким испугом — условным сроком. 

Тюремная «карьера» Васильева на этом не закончилась. В 2016 году он вышел на свободу, но спустя три года вновь угодил за решетку за кражу. Не удалось завязать с тюремным прошлым и Румясу. В 2015 году он участвовал в убийстве таксиста, за что был приговорен к длительному сроку заключения. 

Что касается Алексея, то он продолжает службу в системе УФСИН. Но уже не в качестве зама начальника, а в должности повыше. Коллеги отзываются о нем в исключительно положительном ключе. Говорят, мужественный, порядочный и сдержанный человек. 

Екатерина ЧЕМЕЗОВА

Якутск вечерний