Продолжаем размышлять о разном понимании темы освоения Космоса в русской и американской культурах.
В первой части статьи на примере советских и американских фильмов мы заметили, что в советском понимании в освоении космоса главное – это нацеленность на сотрудничество и взаимную помощь, а в американском – на определенное соперничество и трудную борьбу с инопланетянами за территории.
Рассмотрим другие похожие работы. Например, это советский научно-фантастический художественный фильм «Планета бурь» (1962). Согласно сюжету данного фильма, на планету Венера отправляется советско-американская экспедиция. Один из кораблей погибает, два других совершают посадку на поверхность Венеры.
Венера оказывается населена животными, похожими на динозавров. Члены экспедиции (русский, американец и робот) попадают в сложную ситуацию, так как вынуждены сражаться с этими животными. В итоге русского и американского космонавта спасают их товарищи. После отлета космического корабля зрители видят на Венере фигуру женщины в белых одеждах, которая протягивает руки вслед улетающим космонавтам.
В США этот фильм был значительным образом переделан и получил новое название «Путешествие на доисторическую планету» (1965). Действие фильма опять переносится в будущее, три американских корабля отправляются к Венере, один погибает, два добираются до цели. Но самой планете космонавты обнаруживают доисторических чудовищ, с которыми сражаются силой разума и современного оружия.
В данной переделке советского фильма мы видим одно существенное изменение: комическая экспедиция перестает быть интернациональной, обретая чисто национальный статус.
Таким образом, мы видим, что представления об освоении космоса в медиатекстах советской и североамериканской культуры 1950-90 гг. различаются между собой.
В советской медиакультуре (в первую очередь, в советских кинофильмах) тема космоса рассматривается в целом в положительном ключе. Инопланетяне не представляют собой явных врагов, их образы «очеловечены» и даже симпатичны. Вполне возможно тесное сотрудничество землян и инопланетян. При этом рассматриваются такие темы как помощь землян инопланетянам и мягкое приобщение их к своей «земной» системе ценностей, ведущими из которых являются ценности коллективизма, способности к состраданию и поддержки, чувство долга и любовь.
Что же касается будущих отношений между разумными существами, которые населяют разные планеты, то они в советских фильмах также рисовались в положительном ключе. Для этого достаточно вспомнить фильм «Гостья из будущего». Никакого страха перед инопланетянами там нет, жители всех планет живут достаточно дружно, исключая редких разбойников, которые еще находятся во Вселенной.
В представлении американской культуры (в первую очередь, киноиндустрии Голливуда) космос представляет собой враждебный мир, населенный чуждыми для человечества инопланетянами, готовыми пожирать людей как какие-то древние мифические чудовища. Неудивительно, что чаще всего фильмы, снятые на данную тематику в США, становятся фильмами ужасов, боевиками, триллерами. В данные медиатекстах огромное внимание уделено идее борьбы с инопланетянами. Достаточно вспомнить фильм-эпопею «Звездные войны» или «Войну миров», или киносериал «Ковбои против пришельцев», или «Аватар» (где, кстати, подобный милитаристский подход осуждается).
Последняя часть статьи доступна по ссылке: