Найти тему

Освоение космоса в культуре США и СССР: есть ли разница? Ч. 2

Продолжаем размышлять о разном понимании темы освоения Космоса в русской и американской культурах.

В первой части статьи на примере советских и американских фильмов мы заметили, что в советском понимании в освоении космоса главное – это нацеленность на сотрудничество и взаимную помощь, а в американском – на определенное соперничество и трудную борьбу с инопланетянами за территории.

Рассмотрим другие похожие работы. Например, это советский научно-фантастический художественный фильм «Планета бурь» (1962). Согласно сюжету данного фильма, на планету Венера отправляется советско-американская экспедиция. Один из кораблей погибает, два других совершают посадку на поверхность Венеры.

Кадр из фильма "Планета бурь"
Кадр из фильма "Планета бурь"

Венера оказывается населена животными, похожими на динозавров. Члены экспедиции (русский, американец и робот) попадают в сложную ситуацию, так как вынуждены сражаться с этими животными. В итоге русского и американского космонавта спасают их товарищи. После отлета космического корабля зрители видят на Венере фигуру женщины в белых одеждах, которая протягивает руки вслед улетающим космонавтам.

Кадр из фильма "Планета бурь"
Кадр из фильма "Планета бурь"

В США этот фильм был значительным образом переделан и получил новое название «Путешествие на доисторическую планету» (1965). Действие фильма опять переносится в будущее, три американских корабля отправляются к Венере, один погибает, два добираются до цели. Но самой планете космонавты обнаруживают доисторических чудовищ, с которыми сражаются силой разума и современного оружия.

В данной переделке советского фильма мы видим одно существенное изменение: комическая экспедиция перестает быть интернациональной, обретая чисто национальный статус.

Кадр из фильма "Путешествие на доисторическую планету"
Кадр из фильма "Путешествие на доисторическую планету"

Таким образом, мы видим, что представления об освоении космоса в медиатекстах советской и североамериканской культуры 1950-90 гг. различаются между собой.

В советской медиакультуре (в первую очередь, в советских кинофильмах) тема космоса рассматривается в целом в положительном ключе. Инопланетяне не представляют собой явных врагов, их образы «очеловечены» и даже симпатичны. Вполне возможно тесное сотрудничество землян и инопланетян. При этом рассматриваются такие темы как помощь землян инопланетянам и мягкое приобщение их к своей «земной» системе ценностей, ведущими из которых являются ценности коллективизма, способности к состраданию и поддержки, чувство долга и любовь.

Что же касается будущих отношений между разумными существами, которые населяют разные планеты, то они в советских фильмах также рисовались в положительном ключе. Для этого достаточно вспомнить фильм «Гостья из будущего». Никакого страха перед инопланетянами там нет, жители всех планет живут достаточно дружно, исключая редких разбойников, которые еще находятся во Вселенной.

В представлении американской культуры (в первую очередь, киноиндустрии Голливуда) космос представляет собой враждебный мир, населенный чуждыми для человечества инопланетянами, готовыми пожирать людей как какие-то древние мифические чудовища. Неудивительно, что чаще всего фильмы, снятые на данную тематику в США, становятся фильмами ужасов, боевиками, триллерами. В данные медиатекстах огромное внимание уделено идее борьбы с инопланетянами. Достаточно вспомнить фильм-эпопею «Звездные войны» или «Войну миров», или киносериал «Ковбои против пришельцев», или «Аватар» (где, кстати, подобный милитаристский подход осуждается).

Последняя часть статьи доступна по ссылке:

Наука
7 млн интересуются