Найти тему
илья воробьев

Гигантские загадочные корабли Калигулы

Очень странно, что про эту истории почти никто не знает, не снимает про нее фильмы, не пишет книги. Потому что в ней есть все – роскошь Римской империи, затонувшие корабли, поиски сокровищ, античные артефакты, которые искали кардиналы и фашисты, а также загадочные механизмы, созданные до нашей эры…

Священное озеро

Недалеко от Рима есть озеро, которое называется Неми. Оно образовалось в кратере недействующего вулкана, а название его происходит от латинского слова «роща». Озеро лежит на высоте около трехсот метров над уровнем моря, его максимальная глубина достигает около тридцати четырех метров.

-2

На протяжении всей истории озеро считалось священным и было связано с богиней Дианой. В глубокой древности озеро было известно как Speculum Dianae или «Зеркало Дианы». На его берегу были раскопаны остатки храма, посвященного этой богине. Интересно, что считается, что в этих местах появились на свет Ромул и Рем, основатели Рима.

Остатки храма Дианы.
Остатки храма Дианы.

Начиная с античных времен ходили легенды о том, что на дне озера Неми находятся огромные корабли, которые некогда построил римский император Калигула. Он любил роскошь и созданные им корабли поражали воображение современников.

Древнеримский писатель и историк Гай Светоний Транквилл так описывает эти суда: «корма каждого из кораблей сверкала драгоценными камнями, на них было достаточно ванн, галерей и салонов, росли разнообразные сорта винограда и фруктовых деревьев».

Так выглядели корабли по мнению современных исследователей.
Так выглядели корабли по мнению современных исследователей.

Эти легенды находили подтверждение: местные рыбаки постоянно вылавливали сетями куски дерева и какие-то металлические предметы, которые использовали для своих нужд или переплавляли.

Артефакты в сетях

В первый раз дно озера серьезно исследовали еще в 1444 году, при кардинале Просперо Колонна, который интересовался археологией. И действительно нашли огромный корабль, размером 71 метр в длину и 21 метр в ширину. Его пытались поднять, но ничего не получалось.

Эти попытки повторялись неоднократно из столетия в столетие, но осуществить подъем судна никто не мог — не хватало технической мощности. Единственное, что умудрились сделать искатели — в XIX веке англичане ободрали с судна бронзовые, золотые и мраморные украшения, орнаменты и мозаики, которые затем продали в различные британские музеи.

Местные рыбаки тоже начали использовать затонувшие корабли в коммерческих целях. При помощи крюков и сетей они доставали части корабля и артефакты, которые затем продавали богатым европейцам, посещавшим эти места во время гран-туров.

В начале XX века подводные археологи нашли в озере Немо еще одно огромное судно — шестьдесят метров в длину и двадцать в ширину. Оба судна были исследованы водолазами. Выяснилось, что они действительно были просто плавучими дворцами — с мраморными колоннами и полами, статуями и галереями.

В 1927 году диктатор Бенито Муссолини распорядился поднять роскошные и громадные корабли во что бы то не стало. Он считал, что обязан возродить великую Римскую империю. (Позже, в 1936 году, Муссолини получил титул «Его Превосходительство Бенито Муссолини, глава правительства, Дуче фашизма и основатель империи»).

Поэтому древние артефакты и корабли должны были символизировать некую преемственность между Римской империей и новой империей фашистов.

Технические возможности XX века делали подъем корабля уже возможным, но все равно этот процесс занял целых 5 лет. Пришлось осушать озеро, а по его дну прокладывать рельсы, чтобы по ним вывезти суда.

Кстати, любопытно, что при осушении озера был найден античный канал-туннель, который существовал уже тысячи лет и использовался для сброса воды при наводнениях. Туннель протянулся на 1,6 км через склон холма к долине Арриция, откуда вода шла по дренажным канавам в море.

Подшипники и пол с подогревом

Итак, корабли оказались на берегу. И все исследователи были потрясены их совершенством и размерами. Оказалось, что первое судно, которое измеряли в 1444 году, еще больше — длина его 73 метра, а ширина — 24 метра.

Выяснилось, что деревянные борта судов защищены тройной свинцовой обшивкой, а его металлические части покрыты позолотой. Интересно, что многочисленные гвозди были обработаны каким-то антикоррозийным раствором и прекрасно сохранились.

Интересно, что некоторые мозаики на корабле обладали цветовой комбинацией современного зеленого, белого и красного итальянского флага. Также были найдны статуи, колонны, бронзовые фигуры и т.п.

Любопытно, что на большом судне были места для гребцов и весла — а на втором их не было. Кроме того, на нем были найдены две загадочные вращающиеся платформы. Под одной из платформ оказалось восемь бронзовых шаров, которые двигались в желобе.

Вторая платформа лежала на восьми деревянных роликах, также движущихся в желобе. Обе конструкции напоминают подшипники качения, прототип которых был изобретен только в XVI веке Леонардо да Винчи.

Удивительно, но в устройстве для подъема якорей использовался кривошипно-шатунный механизм, и кроме того, на судах имелся сложный насос для откачки воды.

Но и это еще не все. Были найдены свинцовые трубы и бронзовые краны, которые говорили о том, что на кораблях были канализация, водопровод с горячей и холодной водой и система подогрева мраморных полов!

Именно трубы и позволили определить, когда были построены суда и кому они принадлежали — оказалось, что древние легенды были правы. На одной трубе было написано, что это собственность Цезаря Германика — это имя императора Калигулы, который царствовал до 41 года нашей эры и был убит заговорщиками.

Но и это еще не все. Были найдены свинцовые трубы и бронзовые краны, которые говорили о том, что на кораблях были канализация, водопровод с горячей и холодной водой и система подогрева мраморных полов!

Именно трубы и позволили определить, когда были построены суда и кому они принадлежали — оказалось, что древние легенды были правы. На одной трубе было написано, что это собственность Цезаря Германика — это имя императора Калигулы, который царствовал до 41 года нашей эры и был убит заговорщиками.

Но мы уже никогда не узнаем их тайну. Потому что в 1944 году немецкие войска, отступая, сожгли оба древних корабля. Сохранились только некоторые их следы — колонны, бронзовые фигуры, якоря, некоторые артефакты и фотографии судов Калигулы, безвозвратно утраченных в XX веке....