Найти тему
Журнал PhotoCASA

О портретной фотографии

Всем привет! Меня зовут Александр Виноградов. Я фотографирую портреты и хотел бы поделиться с читателями PhotoCASA некоторыми мыслями о портретной фотографии. Сразу хочу сказать, что я не занимаюсь фотографией профессионально, то есть это не основной заработок, а скорее хобби. Поэтому речь пойдет о насущных вопросах так называемой TFP (time for print) фотографии, когда модель и фотограф работают обоюдно бесплатно.

МОДЕЛЬ
Залог вашего успеха как портретного фотографа — это интересная модель. Каким бы профи вы ни были и как бы здорово не снимали, если перед вами совершенно обыкновенное лицо, отклика в душе зрителя и в вашей душе оно не вызовет. Поэтому нужно искать тот самый лик, который заставит вас творить, а сердце биться чаще.
Где искать? Да везде. На улице, в супермаркете, в метро, в институте, в Интернете. Если стесняетесь подойти — протяните визитку со ссылкой на портфолио потенциальной модели с приветливой улыбкой. Если ее устроят ваши работы, она обязательно вам напишет. Проще всего искать в соцсетях. ВКонтакте есть куча тематических групп, где девушки не прочь бесплатно пофотографироваться. В Инстаграме можно искать моделей по меткам. В Рунете есть специализированные форумы для TFP. В конце концов, тот же Google Image Search помогает найти нужное лицо.

Найти уникальную модель гораздо сложнее. Я предпочитаю фотографировать «свежие» лица, которые или мало «светились» в соцсетях и интернет-галереях или вообще не имели фотоопыта. Всегда хочется составить интересное, отличающееся от других портфолио. Поэтому порой не одна неделя или месяц проходят в поисках.

-2

РАБОТА С МОДЕЛЬЮ
Вот вы нашли ту самую вау-модель, которую хотите фотографировать, и она даже согласилась позировать вам.
В каком образе вы ее представляете? Кого она напоминает вам? Подойдет ли ее типаж под вашу задумку? Продумайте сюжет, одежду, место съемки, которое гармонично дополнит образ модели. От этого зависит результат. Расскажите об этом модели, заранее донесите до нее все, что хотите
в конечном итоге получить.
При встрече нужно наладить контакт. Ваша задача — максимально расположить к себе модель, «навести мосты», чтобы преодолеть любую скованность во время работы.

Встречайтесь лучше за полчаса-час до съемки, выйдите раньше на одну станцию метро от места съемки, пройдите вместе пешком, познакомьтесь, найдите общие темы и интересы. На время съемок вы должны будете стать ее лучшим другом. Будьте максимально вежливы и тактичны. Во время работы подбадривайте модель, даже если не все хорошо получается: она должна быть уверена в себе. Не бойтесь показать модели отснятый материал. Вместе разберите кадры, решите, что нужно исправить, что можно сделать еще лучше.

Доминировать или нет? Лучше — да, но максимально тактично. Вместе обсуждайте детали съемки: две головы лучше, чем одна, но последнее слово должно быть за фотографом. Обязательно давайте модели отдыхать. Поверьте, позировать — такая же тяжелая работа, как и прыгать с камерой.
Где снимать? Бесплатно: парки, скверы, заброшенные здания, открытые крыши, реки и поля, квартиры. Недорого: тайм-кафе с естественным светом, оранжереи, экспоцентры, выставки. Платно: студии, охраняемые объекты (благодаря корыстным охранникам).

-3

ПОЗИРОВАНИЕ
«Как мне встать?», «Куда деть руки?» — одни из самых частых вопросов, возникающих на съемке. Заранее продумайте позы, зарисуйте или скачайте на телефон несколько десятков подходящих под ваш образ. Прочтите книгу Уильяма Мортенсена «Модель. Проблемы позирования» и не удивляйтесь, что она написана в 1937 году: она по прежнему актуальна.

СВЕТ
Я предпочитаю фотографировать с естественным светом как на улице, так и в помещении, хотя в последнее время потихоньку осваиваю студийный свет.

Вот одна из моих ходовых световых естественных схем: модель сидит боком или в три четверти к большому окну в метре от него, за ней темный фон, а параллельно окну — белый бумажный фон для подсветки теней на модели.

Другая схема: модель в метре от дверного проема в глубине неосвещенной комнаты. Модель освещена светом из проема, а фон за ней получается темным. Для максимально плавных переходов выбирайте мягкий непрямой рассеянный свет. Для чистого цвета — помещение с нейтральными поверхностями от белого до черного. Цветные поверхности будут давать паразитные рефлексы.

-4

РЕЦЕПТ ШЕДЕВРАЛЬНОГО ПОРТРЕТА

К сожалению, его нет. Шедевральность складывается из вашего умения фотографировать, внешности модели и отчасти из обработки. Почему «отчасти»? Потому что это только «соус» к вашему основному блюду, который подчеркивает его вкус. Если приготовили гадость, никаким соусом ее не превратить в шедевр кулинарного искусства. Поэтому советую не углубляться в обработку, а изучать азы фотографии и композиционные приемы. К слову, обработка должна занимать не более получаса, лучше меньше. Цените свое время.

ЦВЕТ И ОБРАБОТКА
Как получить хороший цвет на фото? Под хорошим цветом я подразумеваю естественный натуральный цвет без модных тонировок.
Я работаю с Capture One, еще хороши в плане цвета SilkyPix, DXo и RPP. Конечно, многое зависит от места съемки, времени суток и других факторов.
При ретуши я использую популярный метод частотного разложения. Оставляю картинку максимально похожей на фотографию, а не на арт или 3D-рендер. Главный совет при ретуши — не переусердствовать.


СТИЛЬ

Существует два мнения о формировании собственного стиля. Первое — побольше смотреть на работы признанных или популярных мастеров. И обратное — совсем не оглядываться по сторонам, чтобы сформировать собственный, максимально свободный от заимствований авторский почерк.
Я скорее сторонник второго мнения. В любом случае, от обилия визуальной информации никуда не уйти, и в голове откладываются чужие красивые работы, которые вдохновляют фотографа и оказывают на него некоторое влияние. Ничего страшного, если вы за основу возьмете чей-то образ или позу.


ФОТОТЕХНИКА

Многие думают, что техника «решает», и вместо того, чтобы развиваться творчески, развивают количество мегапикселей. Зря. Любой аппарат, даже начального уровня, практически ни в чем вас не ограничит, особенно в таком нетребовательном жанре, как портрет. От бренда тоже мало зависит. Я в свое время выбрал Sony, потому что это был самый дешевый фотоаппарат с полуторным кропом. Точно так же я мог сейчас снимать на любую другую фотосистему. На более дорогую камеру стоит переходить лишь тогда, когда вас начинают ограничивать возможности вашей тушки. А вот об объективе стоит задуматься. Светосила для портретов, особенно в помещении, никогда не помешает.
Какое фокусное лучше для портрета? Любое. Все зависит от поставленной задачи. Более широкоугольным объективом хорошо снимать портрет в интерьере, когда нужно захватить окружающее пространство. Длиннофокусный меньше искажает пропорции лица и сжимает перспективу, что смотрится эффектно. Нет универсального рецепта. Попробуйте и решите, что вам подойдет.

-5

СОВЕТЫ ПОРТРЕТИСТУ
— Точки притяжения в портрете для зрителя: глаза и руки. Поэтому следите за фокусом на глазах и положением кистей рук модели. Крупные ладони лучше разворачивать ребром или в три четверти к камере.
— По этой же причине лицо и руки должны быть достаточно проэкспонированы и никакие другие участки фона не должны «перебивать» их, забирая на себя внимание зрителя.
— Длинная тонкая шея, узкие плечи, подчеркнутые светотенью ключицы придают женственности и очарования модели, поэтому подбирайте соответствующие позы и свет.
— Безжалостно удаляйте бракованные кадры, даже с мелкими недочетами. Лучше получить один безупречный кадр, чем десять посредственных.
— Чтобы обезопасить себя от промахов автофокуса, всегда делайте несколько дублей с перефокусировкой. Помните, что автофокус лучше цепляется датчиком за контрастный переход светлое-темное. Или снимайте с ручной фокусировкой. Кадров выйдет меньше, зато в цель попадет большинство из них.
— Темный фон смотрится обычно выигрышнее, поэтому подбирайте фон темнее кожи модели. Фон в портрете не менее важен, чем сам объект съемки, поэтому следите за ним.
— Правильный скинтон — или лучше сказать красивый — очень важная штука. Человеческий глаз может не заметить «кривой» цвет травы или неба, а нездоровый цвет кожи сразу бросается в глаза. Поэтому следите за рефлексами, падающими на кожу. Съемка под листьями или в комнате
с цветными стенами может быть противопоказана.
— Всегда пользуйтесь гистограммой при обработке. Она поможет даже в сложных условиях контролировать экспозицию снимка. Глаз замыливается, монитор бликует, но гистограмма всегда показывает реальную яркость и не дает ошибиться.
— Умейте принимать критику, какой бы она ни была. Ваши основные зрители — простые люди, поэтому благодарите их за любую критику и делайте выводы. Без самоанализа нет развития.
Всем желаю творческой реализации и удачных кадров!
Материал из
журнала PhotoCASA


Текст и фото: Александр Виноградов

________________

ПОДПИШИСЬ НА КАНАЛ PHOTOCASA и ЧИТАЙ ЖУРНАЛ