ХАКАРУ МОРИ СЭНСЕЙ.
Родился 18 сентября 1931 года в префектуре Кагава. По профессии адвокат. Мори-Сэнсей стал студентом Такума Хиса в июле 1962 года. Он получил Кёдзю Дайри (сертификат учителя) в июне 1965 года, 8-й дан ему был присвоен в ноябре 1973 года. Мори-Сэнсей является главой Дайто-рю Айки-дзюдзюцу Такумакай с декабря 1978 года.
Такума Хиса начал свое обучение Дайто-рю Айки-дзюцу под руководством Морихея Уэсибы в начале 1930-х годов, а позже получил Мэнкё Кайдэн от Сокаку Такэда. Хиса стал главным инструктором крупной ветви Дайто-рю Айки-дзюдзюцу, основанной в 1975 году и известной как «Такумакай». «Айки Ньюс» взял интервью у нынешнего руководителя этой организации, Хакару Мори, одного из лучших учеников Хиса, который вспоминает о своем учителе, Такумакае и различных исторических моментах. Интервью в 2-х частях было опубликовано в «Айки-Ньюс» в июле и октябре 1989 года.
«Айки Ньюс»: Не могли бы вы рассказать нам о своем учителе Такума Хиса Сэнсее?
Мори-Сэнсей: Я стал адвокатом в 1956 году, и несколько лет спустя в 1962 году, учеником Хиса-Сэнсея и серьезно учился у него до 1970 или 71 года, пока Сэнсей не уехал в Токио. Где-то в 1959 году Хиса-Сэнсей ушел с поста главы кансайского офиса организации «Кокусаку Кэнкёкай» (Национальная исследовательская ассоциация по вопросам политики), которая занималась политической деятельностью для Либерально-демократической партии, и собирался начать новую карьеру. Мицуджиро Ишии, который был Министром юстиции и Президентом Ассоциации любительских спортивных игр Японии, выступая перед группой богатых финансистов района Кансай, собравшихся на вечеринку по случаю выхода на пенсию Хиса Сэнсея, сказал: «Вы изучили прекрасное искусство под названием Дайто-рю Айки-дзюдзюцу. Более того, вы обладатель Мэнкё Кайдэн. Почему вы не распространяете эти знания?» Таким образом, г-н Исии был инициатором основания Айкидо-Кансай клуба в октябре 1959 года. Все записи того периода сохранились. Кажется, что Хиса-Сэнсей считал себя ближе к названию Айкидо, чем Дайто-рю Айки-дзюдзюцу, поэтому он называл свой клуб так.
У Хиса-Сэнсея были проблемы с ногой. В молодости, на соревнованиях по сумо, он вывихнул колено, и с возрастом это дало о себе знать. Его мышцы стали слабее, и он не мог стоять или сидеть свободно. Однако он был достаточно силен, чтобы ходить, и ходил довольно быстро, хотя и прихрамывая. До болезни он играл в гольф в одиночном разряде. Хиса-Сэнсей перенес инсульт, и половина его тела могла остаться парализованной. Хотя врачи рекомендовали ему не двигаться, он массировал парализованные руку и ногу на больничной койке и делал различные упражнения, что в итоге позволило ему покинуть постель. Затем он начал практиковать ходьбу. Каждый день он пытался увеличить свою дистанцию вдвое. Например, если сегодня он прошел два или три шага, завтра он пытался пройти пять или шесть. Если он прошел сегодня десять метров, завтра он шел 20 метров. Таким образом, он постепенно увеличивал расстояние и, наконец, смог подняться на гору Рокко. Он восстановился до такой степени, что выиграл турнир по гольфу среди бывших сотрудников «Газеты Асахи». Так как у него было плохо с ногой, он не мог двигаться быстро, когда учил нас. Он учил, разбивая техники на отдельные движения. И двигался медленно.
Морихэй Уэсиба Сэнсей прибыл в Осаку перед войной, чтобы преподавать. Это было в 1933 или 34?
Поскольку в 1939 году Хиса-Сэнсей получил Кайдэн от Сокаку Такэда Сэнсея, это должно было быть в 1932 или 33. Сокаку Такэда Сэнсей пришел в 1936 году. До этого Хиса-Сэнсей занимался у Уэсиба-Сэнсея. Тогда были очень активны правые экстремисты. Они приходили в издательство, засыпали песок в печатные машины и делали все возможное, чтобы помешать публикациям. Было такое время, что охранников пришлось обучать, чтобы справиться с ситуацией. Именно по этой причине г-н Мицуджиро Исии привез г-на Уэсибу в Осаку, считая его выдающимся специалистом в области боевых искусств. Хиса-Сэнсей был тогда Начальником отдела по общим вопросам, а охранники были основными учениками в додзё. С того времени сохранилось много фотографий. Сборник называется «Содэн», его составил Хиса-Сэнсей, половина фотографий — это техники г-на Уесиба. Я думаю, что Хиса-Сэнсей изучил у Уэсиба-Сэнсея базовые движения.
Верно, что Хиса-Сэнсей в последующие годы получил 8-й дан от Морихэя Уэсибы.
Да, его сертификат сохранился. Я думаю, что он есть у меня. Кажется, он получил его, когда начал преподавать в Айкидо-Кансай Клубе. Хиса-Сэнсей говорил нам, что получил сертификат, когда встретился с Уэсиба-Сэнсеем.
Когда Сокаку Такэда появился, Хиса-Сэнсей сообщил Уэсиба-Сэнсею о его приезде, думая, что тот обрадуется. Однако, Уэсиба-Сэнсей внезапно исчез. Уэсиба-Сэнсей планировал жить с учениками в недавно арендованном доме. Он был рад, что сможет сеять семена этого искусства в Осаке. И исчез. Хиса-Сэнсей всегда рассказывал об этом с вымученной улыбкой.
Расскажите, пожалуйста, об этом инциденте подробнее.
Сокаку Такэда Сэнсей появился в офисе газеты «Асахи» и сказал: «Я знаю, что здесь преподает человек по имени Уэсиба». Если быть точным, Сокаку Такэда пришел сам по себе, без приглашения и рекомендаций. Очевидно, Сокаку-Сэнсей тогда сказал: «Кажется, что Вы учитесь у Уэсибы, но я не научил его всем методам. Вы должны учиться у меня.» Уверен, что он был не столь краток, как я. Но в любом случае, Хиса-Сэнсей даже не слышал имени Сокаку Такэда и был очень удивлен. Сначала он не был уверен в способностях Сокаку. Однако он понял, что Сокаку прав, когда испытал его техники.
Хиса-Сэнсей затем отправился к Уэсиба-Сэнсею и сообщил о прибытии человека по имени Сокаку Такэда. Его единственным комментарием было: «Вот как?» Он не выглядел счастливым, и казалось, что не собирается приветствовать Сокаку. Потом он внезапно исчез. В течение нескольких дней, пока он не ушел, Хиса-Сэнсей, похоже, тренировался у обоих по очереди. Но Уэсиба-Сэнсей ушел. Хиса-Сэнсей говорил, вспоминая тот случай: «Он ушел! Он убежал!» При этом он всегда вынужденно улыбался. Нам показалось, что он не хочет говорить об этом и пытается отшутиться. Он улыбался не потому, что это было смешно, или потому, что он насмехался над Уэсиба-Сэнсеем. Он улыбался, потому что считал этот эпизод очень непонятным и странным.
Насколько известно, Морихэи-Сэнсей не присвоил званий и не выдал свидетельств никому в додзё газеты «Асахи».
Поскольку ни один документ не сохранился, это скорее всего так.
Морихэи-Сэнсей выдавал свидетельства Дайто-рю, по крайней мере, до 1939 года. Я видел свидетельство, выданное Минору Мочизуки в 1932 году. Там написано имя «Сокаку Такэда Дай Сэнсей». Кроме того, в семье Уэсиба хранится свиток, датированный 1937 годом. Это произошло после появления Сокаку Такэда в офисе газеты «Асахи» в Осаке. В то время искусство называлось Асахи-рю?
Уэсиба-Сэнсей, кажется, говорил, что в те времена искусство не имело названия. Он также говорил, что искусство должно называться Асахи-рю, поскольку практикуется в офисе газеты «Асахи», но для «Асахи» должен использоваться другой иероглиф, но с тем же звучанием и значением. 6-й том Содэна называется Асахи-рю, название было вытеснено золотом.
Морихэй Уэсиба Сэнсей есть на фотографиях Содэна?
Нет. Есть только одна фотография с ним. Фотография была сделана на новогоднем празднике и использовалась для обложки демонстрационной брошюры. Люди, выполняющие техники на фото, — это все ученики. Фотография, на которой есть Уэсиба-Сэнсей, не входит в сборник Хиса-Сэнсея, а является памятной фотографией.
Был особняк, принадлежащий г-ну Мураяма, владельцу компании возле полицейского управления Сонезаки (самое дорогое имущество в Осаке), который использовался в качестве додзё. Затем недалеко было построено новое додзё. Я думаю, что новогодняя фотография была сделана в Сонезаки-додзё. На фотографии нет никаких названий школ, ни Дайто-рю Айки-дзюдзюцу, ни Айкидо.
Хиса-Сэнсей потерял жену во время периода Сонезаки-Додзё. Тренировки в додзё проходили рано утром, и Хиса-Сэнсей готовил жене рисовую кашу со сладким картофелем, которую они ели после тренировки. После родов она плохо себя чувствовала. У неё была анемия, и, к сожалению, она умерла. Третья дочь Хиса-Сэнсея считала, что ее мать была убита боевыми искусствами своего отца и не хотела иметь с ними ничего общего. Но Хиса-Сэнсей еще больше времени стал уделять обучению. Именно в это время появился Сокаку Такэда. Я думаю, что Уэсиба-Сэнсей и ученики из Асахи-додзё были удивлены.
Как были сделаны сотни фотографий с демонстрацией методов, изучаемых в офисе газеты «Асахи»? После учебных занятий?
Я слышал, что Хиса-Сэнсей отводил Уэсиба-Сэнсея или Сэнсея Сокаку принять ванну после тренировки и мыл им спину. В это время ученики повторяли техники, изученные за день, и делали фотографии. Сегодня фотографировать не сложно, но в те дни это было непросто, и стало возможным только благодаря доступу к оборудованию газеты «Асахи». Всего было сделано более 1500 фотографий.
Интересно, жив ли кто-то из тех, кто снят на фотографиях Содэн?
Из тех, кто снят на фотографиях Содэн никого нет в живых. Более того, все, кто учился непосредственно у Сокаку Такэда Сэнсея и был связан с газетной компанией «Асахи», все умерли. Был такой человек — Хэйзабуро Накацу, который практиковал с Хиса-Сэнсеем. По словам Токимунэ Такэда Сэнсея, он был наиболее квалифицированным в техником плане среди всех, кто практиковал в додзё, и был даже лучше, чем Хиса-Сэнсей. Г-н Каничи Макита с острова Комацу учился у г-на Накацу.
Что случилось с сертификатом Мэнкё Кайдэн и свитком, который Хиса Сэнсей получил от Сокаку-Сэнсея?
Насколько я знаю, они были утрачены во время войны. Но есть те, кто говорит, что их украли из додзё. Свиток был похож на другие свитки, он был написан в форме атак и ответов. Верхняя секция, например, «Удар правой рукой», а нижняя часть описывает способ ответа на эту атаку. Когда я спросил у Хиса-Сэнсея, где свидетельство и свиток, он ответил, что взял фотографии Содэн в свою родную деревню, но свитки с другими документами оставил в арендованном доме в Осаке, который был разрушен во время войны. Я звонил в родную деревню Хиса-Сэнсэя Сакихама в префектуре Коти после его смерти и спрашивал о свитках. Все, кто знал об этих днях, уже скончались, поэтому я не думаю, что их можно найти. Но есть фотографии сертификата и свитка. Единственными оригинальными документами, которые остались, являются Эймейроку (регистрационные книги), в которых есть запись Кайдэн, и сборник Содэн.
Как была организована Такумакай?
Когда Хиса-Сэнсей стал слаб, его дети беспокоились о нем и перевезли его в Огикубо в Токио. Из-за этого стало неудобно продолжать практику в районе Кансай. Мы решили собираться как минимум раз в год и приглашать Хиса-Сэнсея из Токио. Мы провели что-то типа демонстрации в газете «Асахи». Как я уже повторял, ученики г-на Хэйзабуро Накацу из Токусимы, а также ученики из Кансай-Айкидо Клаб, решили объединиться в одну организацию. Такумакай была создана для сохранения и передачи знаний. Мы выбрали название и создали организацию. Мы взяли имя «Такума» от Такума Хиса, а также из идиомы «Сесса Такума» (неутомимое усердие), для организации. Вначале Хиса-Сэнсей был против идеи создания организации. Но через год или два он начал надеяться, что она разрастется и станет фундаментом для дальнейшей передачи.
Я получил звание «директор» (сомучо), и Хиса-Сэнсей вручил мне сертификат. Он сказал мне, что, так как Сокаку Такэда Сэнсей носил тот же титул, что и я, я должен выполнять свою работу очень ответственно. Поскольку я работал не очень много, пока Сэнсей был жив, я чувствую вину за это.
Является ли Такумакай независимой организацией? Каковы ваши отношения с организацией Токимунэ Такэда Сэнсея на Хоккайдо?
Мы также получали наставления от Токимунэ Такэда Сэнсея и не считаем нашу группу чем-то особенным среди практикующих Дайто-рю. Это сообщество учеников, объединившихся вокруг Хиса-Сэнсея. Наша цель — практиковать техники того периода и приложить все усилия для передачи техник Дайто-рю следующим поколениям. Никаких изменений с момента смерти Хиса-Сэнсея в этом отношении не произошло. Наше существование подобно Тозама Даймё («внешнему» феодалу), мы не являемся частью организации Сокэ. Среди нас много учеников Токимунэ Такэда Сэнсея, и этим наша организация выделяется среди других. Другими словами, наша группа не была создана, чтобы противостоять Токимунэ Такэда Сэнсею. Хотя она была создана независимо от Токимунэ Сэнсея. Мы могли бы даже объединиться в будущем. Нужно подумать о форме, которая сделает такой союз возможным. И мы не забываем об этом. Однако сейчас наша группа представляет собой самостоятельную организацию.