В этой тихой и спокойной обстановке Спиноза смог оправиться от Амстердамской драмы, собраться с мыслями и встать на избранный им путь философского размышления.
Его первая цель состояла в том, чтобы найти надежный и подходящий путь для своего мышления, свободный от безудержных предрассудков и горячих идеологических поз своего времени.
В 1637 году Рене Декарт опубликовал свое знаменитое рассуждение о методе, которое было интенсивно изучено Спинозой и его друзьями. (Последний, возможно, также был знаком с правилами Декарта для направления ума, написанными около 1628 года, но не опубликованными, и, возможно, также с его размышлениями о первой философии 1641 года).
Таким образом, освоившись в своей новой среде, Спиноза около 1662 года решил записать свои собственные методические “правила” под названием "Трактат об улучшении понимания" (Tractatus de Intellectus Emendatione).
Трактат был явно Картезианским по своему вдохновению, особенно в его поисках умственной или интеллектуальной ясности; однако с самого начала был также отход от картезианской модели. Вместе с Декартом трактат стремился очертить истинный путь к философской истине; однако этот путь с самого начала был заложен в более всеобъемлющую повестку дня: поиск "хорошей жизни", или правильного этического способа вести свою жизнь.
Таким образом, поиск истины был тесно связан с поиском добра, а теория - с практикой, тем самым раскрывая Спинозу как “прагматика” avant la lettre. Первые абзацы трактата раскрывают сильное стремление к подлинному благу и глубокое беспокойство или огорчение по поводу множества ложных идолов, вводящих в заблуждение человеческие жизни. Спиноза утверждал, что после многих мучительных испытаний
Я, наконец, решился спросить, существует ли и может ли быть найдено какое-то истинное благо, которое одно, за исключением всего остального, будет руководить моим " я " и через которое, как только я найду и пойму его, я смогу наслаждаться вечно непрерывным и высшим счастьем.
Как видим, автор, говорящий здесь, не столько Картезианец, сколько Аристотелианец, и высшая цель, к которой он стремился, - это классическая идея счастья, эвдемонии или блаженства. Главными ложными благами или идолами, вводящими в заблуждение человеческое поведение, в тексте Спинозы являются экономическое богатство, общественная слава или власть, а также чувственные удовольствия.
Как свидетельствуют поступки людей, - пишет он, - богатство, слава и удовольствие обычно считаются высшими благами. Из—за этих трех ум так сильно отвлекается, что едва ли может думать о каком-либо другом благе
Поскольку эти блага были идолами, которым почти все поклонялись в его родной Голландии, Спиноза столкнулся с суровой альтернативой:
Я понял, что если высшее счастье заключается в славе и богатстве и удовольствии, то я должен был упустить его, обратившись в другое место. Но я также знал, что мне будет так же не хватать его, если я буду стремиться к славе и богатству, в то время как высшее счастье не заключалось в них.
Текст Спинозы изо всех сил пытается объяснить недостатки или недостатки, связанные с упомянутыми идолами.
Что касается чувственного удовольствия, то его наслаждение может быть настолько интенсивным или подавляющим, что оно препятствует всякой другой деятельности и особенно интеллектуальным исследованиям.
Более того, за его удовлетворением часто и даже привычно следует “крайняя меланхолия”, которая имеет тенденцию “отвлекать и притуплять” ум.
С другой стороны, стремление к богатству или общественной славе имеет встроенный импульс, который никогда не может быть ДЕЙСТВИТЕЛЬНО удовлетворен. В принципе, их преследование обычно не сопровождается “раскаянием", как в случае с чувственным желанием.
Скорее чем больше мы обладаем славой и богатством, тем больше их становится . . . это наше желание увеличить их; но разочарование в этом желании, которое, вероятно, произойдет повергает нас в отчаяние.
Вывод для Спинозы состоит в том, что в случае упомянутых идолов удовлетворение наслаждения целиком зависит от конечных вещей или явлений, которые являются тленными, а не питаются или ориентируются на бесконечный источник или источник всех вещей и явлений. Этот источник есть само бесконечное бытие, которое также является основой бесконечных существ.
Продолжение следует...