Найти тему
uznau.ru

Как избавиться от звонков с рекламой и кредитами?

Оглавление

Как избежать заманчивых предложений взять кредит, слетать на Мальдивы или сделать эпиляцию? Разбираемся, как отвязаться от надоедливой рекламы и не стать жертвой очередного развода.

Нашему подписчику Михаилу постоянно поступают звонки с незнакомых номеров, и робот начинает рассказывать о персональных, разработанных именно для него заманчивых предложениях. Михаил задался вопросом: Откуда неизвестные мне организации берут мои контакты? Давайте разбираться вместе.

Михаил, скорее всего, информацию вы предоставили сами. Ведь оформляя, например, скидочную карту в магазине или регистрируясь в онлайн-супермаркете, вы указали свои ФИО и номер телефона, а также с большой вероятностью поставили галочку напротив фразы о согласии на обработку персональных данных. Тем самым вы разрешили сайту или магазину пользоваться вашими контактами – в частности, продавать их фирмам, в интересах третьих лиц массово обзванивающим потенциальных клиентов с помощью ботов или сотрудников колл-центра.

Как правило, все начинается со звонка с неизвестного вам номера, причем стоит вам ответить – связь тут же обрывается. Кажется, ерунда, но в этот момент ваш номер попадает в список активных, так что ждите предложений взять кредит или сделать эпиляцию. Иногда попаданию в соответствующую базу данных способствуют друзья и знакомые, участвуя в акциях типа «приведи друга – получи скидку» и указывая в анкетах ваши координаты.

Но почему купить кроссовер предлагают мне, а услуги спа-салона навязывают моей супруге?

Неплохим источником персональных данных являются платные телеграм-боты: там, например, доступна информация о пользователях приложений по парковке автомобилей. Иногда сведения сливают недобросовестные сотрудники банков и сотовых операторов или компании, управляющие онлайн-площадками, где продают недвижимость, подержанное имущество либо предлагают те или иные услуги. И конечно, огромные возможности открывает анализ социальных сетей.

Технологии больших данных позволяют понять, что владелец номера – неработающая дама с богатой историей люксового онлайн-шопинга (ей будет адресовано уникальное предложение отдохнуть на Мальдивах) или недавно ставший папой молодой программист (ему пора подумать об ипотеке).

Правомочна ли такая деятельность?

Согласно закону «О персональных данных», операторы или иные лица, получившие доступ к персональным данным, обязаны держать их в тайне и не имеют права раскрывать или передавать третьим сторонам. Если, разумеется, вы сами не дали на то согласие. Значит, когда неизвестный вам звонящий даже просто называет вас по имени-отчеству, он уже выходит за установленные правовые рамки. Более того, в соответствии с законом «О рекламе» без вашего на то согласия никто не имеет права звонить вам и предлагать какие-либо товары или услуги. Статья 14.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях даже предусматривает штрафные санкции за такие действия.

Что делать, чтобы прекратить бесконечные звонки?

Во-первых, согласно пункту 2 статьи 15 ФЗ «О персональных данных» по требованию субъекта оператор обязан немедленно прекратить обработку и распространение приватной информации. Поэтому на все «выгодные» предложения лучше сразу ответить отказом и сообщить, что свое согласие (если оно вообще было дано) вы отзываете. Действенным способом борьбы со спамерами являются услуги мобильных операторов по блокировке спам-звонков или приложения с такой функцией.

Если же говорить о превентивных мерах, то, например, заполняя анкету на получение скидочной карты или регистрируясь на сайте, обратите внимание, можно ли не указывать номер, а ограничиться электронной почтой (и создать для таких случаев отдельный адрес). Ни в коем случае не указывайте свой телефон в соцсетях или хотя бы скрывайте его. Имеет смысл завести отдельный номер, планируя на одном из интернет агрегаторов предложить свои услуги или, скажем, купить автомобиль с пробегом.

А если вышеперечисленные меры не дали результата?

Необходимо, подробно изложив суть нарушения, подать жалобу в Федеральную антимонопольную службу: отправить документ заказным письмом в территориальный орган ФАС или составить обращение на портале Госуслуг. Нелишними станут доказательства вины: аудиозапись телефонного разговора или детализация звонков. В течение 30 дней (в особых случаях срок может быть продлен еще на 30 дней) проводится проверка, принимается решение о наличии либо отсутствии состава административного правонарушения, и, если таковое имело место, виновный привлекается к ответственности. В качестве наказания закон предусматривает штраф в размере до 500 тысяч рублей (в случае рекламы кредитов – до 800 тысяч рублей).

Параллельно аналогичную жалобу вы вправе подать в Роскомнадзор, аргументируя свою позицию нарушением законодательства о защите персональных данных. Форма выложена на официальном сайте ведомства, здесь же ее можно заполнить и отправить либо, распечатав и заполнив, воспользоваться обычной почтой. Порядок рассмотрения аналогичен указанному выше.

Что касается голосовых и СМС рассылок, то согласно п. 6 ст. 45 «Закона о связи», чтобы остановить их поток, необходимо обратиться к своему сотовому оператору с требованием прекратить передачу на ваш телефон сообщений с конкретного номера.

-2