Найти тему
Записки меломана

Альбом "Полёт нормальный". Группа "Радиотранс"

Обложка альбома
Обложка альбома

Запись 2

альбом можно послушать по этой ссылке - https://w1.musify.club/release/radiotrance-polet-normalnii-1996-298742

На волне увлечения творчеством группы Радиотранс, незаметно для себя, подсел на транс и прочую техно музыку. Благо в продажу ее поступало все больше и больше и меня буквально накрывало лавиной хорошей (на тот момент) музыкой. Так, я открыл для себя множество известных исполнителей. Таких как: Robert Miles с альбомом "Dreamland", DJ Dado, DJ Sash!, U-96, Scooter с их вторым альбомом "Our Happy Hardcore", Mark'Oh, Prodigy, Marusha, E-Rotic, Music Instructor, Dune, Das Modul, Cristian Varela с чумовой композицией "Two Spirits In One (Love dream mix), Gigi D'Agostino, Westbam, Русский размер, DJ Грув, Arrival и др.

Полгода я открывал для себя что-то новое и интересное, переслушал кучу всего, а от Радиотранса так и не услышал продолжения. Пока в августе 1997, на толкучке, случайно не наткнулся на кассету с альбомом "Полет нормальный". Опять восторг, опять замирание в груди и предвкушение наслаждения.

вот такая у меня была кассета с альбомом
вот такая у меня была кассета с альбомом

Первое прослушивание.

Вернувшись домой, сразу включил кассету и уже приготовился к новым путешествиям и "полетам". Уже ждал вступления по типу как в "Через тернии к звёздам", но вместо этого, зазвучали электронные струнные на одной минорной ноте, голосовой семпл "ой" и монотонный неспешный ритм ударных, характерных музыке Hardcore (тот самый "пружинный" звук бас-бочки). Сказать по правде, я был немного разочарован этой однообразной механической музыкой. Неужели это тот самый Радиотранс? Не верится. Где мелодизм, позитив и бесшабашная энергетика? Вот такой вот никакой, первый трек "Пати".

Но затем, все стало становиться на свои места. Вторая композиция - "Когда ты уснёшь", началась в привычном ключе. Арпеджированные наслоения из звуков, мелодическая "яма" и немного лирического вокала, начали возвращать меня к старому доброму Радиотрансу. Интересная деталь. Уже значительно позже, в 2011 году, когда группа "Scooter" выпустила альбом "The Big Mash Up", там вторая композиция "David Doesn't Eat"по мотиву, ну очень похожа на радиотрансовскую песню "Когда ты уснёшь". Совпадение или плагиат? То что это могло быть плагиатом меня бы не удивило. Группа "Scooter" этим "славится", но удивил бы сам факт того, что заимствование взято именно из творчества группы Радиотранс.

группа "Радиотранс" периода 90-х годов
группа "Радиотранс" периода 90-х годов

Третья композиция - "Бэйби", оставила меня равнодушным. Чистый проходняк. Блёклое, монотонное творение. Хотя, на каких нибудь живых выступлениях группы, вполне подходящее под танцульки. Ещё это постоянное повторение "Бэйби, Бэйби", под конец начинало раздражать.

А вот следующая композиция - "Восток-5", вызвала неподдельный интерес. Тут уже с самого вступления, послышалось что будет серьёзный транс. Так и оказалось. Хоть "Восток-5" и не взбудоражил, но послушать интересно. Особенно на моменте, когда звучит на фоне музыки, фрагмент записи радиопереговоров ЦУП с комическим кораблём Восток-5. Кстати, эта запись переговоров, довольно часто использовалась разными музыкальными исполнителями.

"Внимание, внимание! Всем радиостанциям работающим на частотах от 2000 килогерц ровно до 20012 килогерц, вы создаёте помехи приему сигналов космического корабля Восток-5. Просьба прекратить работу в этом участке диапазона."

Но ещё интереснее оказалась пятая композиция, поб названием - "Плазма". Меня приятно поразил этот убойный транс. Неспешное начало постепенно накалялось и вылилось в финале в фееричное экспрессивное арпеджиаторное месиво с восточным мотивом.

Здесь ритмические и мелодические рисунки сплетаются в красивые узоры, сталкиваютятся и рассыпаются, но не перестают поддерживать друг друга в крепкой гармонической структуре. "Плазма" как монолит, несётся вперёд, напролом, сокрушая всё на своём пути. Лишь изредка, приостанавливаясь перед незримым препятствием, под напором движется дальше и дальше. Словно безудержная энергия появилась из ниоткуда и ушла в никуда. Транс в чистом виде, да ещё с потрясающим мелодизмом.

Если бы у меня спросили: "какой композицией ты бы охарактеризовал музыку дуэта "Радиотранс"?" Я без раздумий назвал бы "Плазму". Конечно, тут можно со мной поспорить. Ведь в третьем альбоме "Третье дыхание", более характерные музыке Радиотранс композиции. Но, лично для меня, Радиотранс остался в первых двух альбомах. Поэтому визитной карточкой считаю "Плазму".

Отличная композиция, которая не перестаёт радовать до сих пор, спустя более двадцати лет. Тогда, в конце 90-х, я вообще считал ее чуть ли не лучшим творением в жанре trance.

клип на композицию "Плазма"

А дальше началась шестая композиция - "Горячий как солнце и мокрый как дождь". Ух, какое же здесь мощное вступление. Чем-то отдалённо похожее на вступление к "Красной шапочке", но более агрессивное и напористое. Расширенное по времени и акцентированное по ритму и динамике. А затем, вся эта вступительная "стена" из трансовых риффов словно обрушилась, и на сцену, средь возникшей неожиданной тишины, заиграла техникой остинато, на высоких октавах, фортепианная мелодия. Красиво однако. Тогда, при первом прослушивании, меня это сильно впечатлило. А потом, на фоне мелодии, женский вокал многократно пропел фразу:"горячий как солнце и мокрый как дождь".

Красивый мелодичный транс, но немного затянутый, как по мне. Под конец было немного утомительно слушать эту часто повторяемую фразу. Вот вступление реально бомба. Даже сейчас неплохо заходит.

Так и закончилась на кассете сторона "А".

Эдуард Губин (DJ Cosmonaut)
Эдуард Губин (DJ Cosmonaut)

Вторая сторона "В" началась с уже знакомой по альбому "Через тернии к звёздам" композиции - "Ледяной мир", но с изменёнными аранжировками и с указанием в буклете что это версия "Dream mix".

Вот эта версия мне понравилась куда больше чем оригинал. Более ритмичная и проработанная. На передний план выдвинуты трансовые составляющие, добавилась новая мелодическая линия, а старая фортепианная тема была заменена на электронную.

Затем снова заиграл "Бэйби", но как бы улучшенная версия "e-motion mix". Ускорен темп, добавлены инструменты и убрана эта навязчивая повторяющаяся фраза "бэйби". Ещё появилась фортепианная партия, пусть и однообразная. Эта версия хоть и была интереснее, но для меня также осталась проходняком. Пока доигрывала эта композиция, я смотрел в буклет и читал знакомое название следующей композиции - "Космонавт". "Неужели тот самый, с первого альбома?"- подумал я, и с нетерпением стал ждать когда доиграет "Бэйби".

Да, это тот самый "Космонавт". Только в обновлённой версии "happy rave mix". С двойным вступлением. Сначала нечто невразумительно перкуссионное, а затем по красивому эмбиентное. Ну а дальше та самая несколько раз повторяющаяся фраза:" если очень захотеть, можно в космос полететь". А затем вывалилось реальное мясо и колбаса, без этих ваших куплетов, романтики и восторга от космических полётов.

Да, безусловно, эта версия тогда очень понравилась, но показалась слишком уж агрессивной и напористой. Этакий тяжеляк, чтобы поколбаситься.

Денис Поляков (Заяц)
Денис Поляков (Заяц)

Дальше заиграло то, что мне отдельно нравилось в музыке "Радиотранс". А именно, переделки старых известных песен. Я конечно подозревал, что десятая по счёту в альбоме композиция - "Хафанана", как-то по особенному зазвучит, но чтобы так...

Во вступлении было все пока мирно и спокойно. Ни что не предвещало беды. Разве что, перед тем как запел Afric Simone свою "аману кукарелу", барабан на заднем фоне, как-то зловеще разухабисто постукивал. И вот, когда этот мозамбикский певец бразильского происхождения допел "...ша-ла-ла-ла", вот тут и вырвался на свет божий, тот затаившийся барабан. Да не простой, а бас-бочка с "грязным" поддисторшенным тембром, характерным музыке в стиле Hardcore(прошу не путать с тем Hardcore'м, который разновидность панк-рока).

От неожиданности такого поворота событий, я немного ошалел, а потом пришёл в дикий восторг. Подумал тогда:"вот же как круто завернули Африка Симона с его тухлой гитаркой". Это было балдёжно и одновременно с этим, иронично. Оригинал песни казался таким смешным и нелепым на фоне этой долбёжки. Словно Радиотранс издевался и глумился, над чем-то ценным и важным, превращая всё в весёлый фарс и балагурство. Мне этот подход очень понравился и воспринимал я потом оригинальную песню "Хафанана" только с ухмылкой.

Afric Simone
Afric Simone

Но дальше, больше. Следующая композиция - "Ушатый Ляль", оказалась ещё более отвязнее "Хафананы". Здесь уже была взята за основу, всем известная заглавная тема из фильма "Усатый нянь", за авторством Алексея Рыбникова. И тоже как и "Хафанану", главную тему "Усатого няня" завернули в Hardcore.

Ушатый Ляль тоже начинается вполне мило. Лишь звук запила пластинки как бы намекает, что не все пойдёт гладко. Ну и тут же, на авансцену вырывается бешеный ритм хардкор-барабана и начинается тупая и беспощадная долбежка, перемежающаяся с криками (по всей видимости того самого ушатого Ляля). Особенно трогательно он "орёт" на второй минуте пятидесятой секунде композиции, забиваясь беспощадным барабаном. Зато в финале, снова звучит весёлое ляляканье из оригинальной версии песни. Правда всё под тот же бешеный барабан. Фишка в том, что он не просто "долбил" в одной тональности, а изменял тембр под тональность самой музыки. Получилось довольно эффектно. Даже на моем тогдашнем китайском магнитофоне, который вместо баса выдавал жалкое попукивание, было отчётливо слышно, как меняется тембр у бас-бочки. Именно этот кусок мне нравился больше всего. Отличная концовка композиции!

главная тема из фильма "Усатый нянь"

Ну а дальше, после двух песен подряд безудержного веселья и криповых восторгов, заиграла финальная композиция всего альбома, под названием - "Полет нормальный".

Вступлением стала запись радиопереговоров между первой женщиной-космонавтом Валентиной Терешковой и ЦУП. Дальше заиграло что-то вяло-брейкбитовое и скучное, на всём протяжении композиции. Вообще не понравилось здесь ничего. И в дальнейшем, останавливал прослушивание альбома именно после "Ушатого Ляля". В общем, как альбом начинался с чего-то блёклого и унылого, так и завершился.

обложка альбома на аудиокассете. Внешняя сторона
обложка альбома на аудиокассете. Внешняя сторона

Концепция и художественная ценность.

Несмотря на стилистическую и музыкальную схожесть, все-таки этот альбом проигрывает альбому "Через тернии к звездам". Если в первом альбоме была хоть какая-то цельность, то здесь она напрочь отсутствует. Явной какой-то концепции тоже не прослеживается. Альбом скорее напоминает сборник, нежели альбом. И здесь, разноплановость музыкальных стилей ещё больше бросается в глаза. Получилось довольно рвано.

Отсюда, некая смазанность положительного восприятия альбома в целом. Более поверхностное к нему отношение. Омрачило то, что проходных вещей стало больше чем в первом альбоме. Но и ярких, понравившихся композиций тоже не мало. Очень понравилась "Плазма". Пожалуй, самое значительное и основополагающее произведение в альбоме.

обложка альбома на аудиокассете. Внутренняя сторона
обложка альбома на аудиокассете. Внутренняя сторона

Так называемый "приз зрительских симпатий", я отдал бы веселым и бесшабашным "Хафанане" и "Ушатому Лялю". Они как яркие звёздочки, зажигают позитив и хорошее настроение. То, что Эдуард Губин, как автор всего проекта "Радиотранс", всегда старался вкладывать в свои творения. Сейчас конечно я и минуты бы не выдержал слушать эти "звёздочки", но свой след они во мне оставили. За это я их ценю.

Что касается художественной образности, то здесь все печальнее. Никаких особых зрительных ассоциаций композиции с альбома не вызывали, но какое-то своё настроение безусловно в себе несли. Что уже неплохо.

внутренняя сторона обложки альбома на CD
внутренняя сторона обложки альбома на CD

История создания и технические аспекты.

Альбом "Полет нормальный" был издан лейблом "Extraphone", осенью 1996г. вслед за изданным чуть раньше альбомом "Через тернии к звездам!". Тем самым упрочив позиции группы "Радиотранс" на российской танцевальной сцене. Альбом состоит из 12 произведений, в звучании которых можно найти элементы таких направлений как progressive house, tech-house, trance, hardcore, breakbeat и др.

Создавалось всё в домашних условиях. Записывалось при помощи компьютера Commodore Amiga. К нему по MIDI подключались такие инструменты как: Roland Juno 106, Boss DR5, Yamaha CS1x, Novation BassStation, Drumstation и семплер Roland S70. Все это заводилось через микшерный пульт Mackie и вручную сводилось.

Обложка альбома. Тыльная сторона
Обложка альбома. Тыльная сторона

Резюмируя.

Этот альбом, оказался для меня не таким впечатляющим в отличии от "Через тернии к звездам!". Тем не менее, он во многом несет те же черты характера и настроения и был вполне интересным и захватывающим.

Звучание стало чуть тяжелее и серьёзнее, но сохранился мелодизм, позитив и фирменный "радиотрансовский" почерк. И всё же, альбом для меня довольно быстро утратил актуальность и казался уже во многом вторичным. Яркость и позитив, которые дарили "Хафанана" и "Ушатый Ляль" быстро погасли. Уже через пару-тройку месяцев, я практически утратил вообще интерес к музыке группы "Радиотранс". Душа требовала новую, более крупную дозу, и я её вскоре получил. Но об этом, в следующей записи.

Спасибо за уделённое внимание и до встречи в новой записке меломана. Всех благ!