Мой двоюродный дядя, Валерий Авксентьевич Ахромейко, родившийся в Москве и живший в Гагаринском переулке, был призван в Армию осенью 1940 года. У него были все шансы не идти в Армию, п.ч. он подавал большие надежды как футболист и должен был служить в спорт-роте в Москве. Но он предпочёл пойти обычным солдатом в Красную армию, понимая необходимость того, что надо защищать родину. Валера был единственным сыном доктора биологических наук, впоследствии академика БССР, основателя пушкинского лесо-технического научно-исследовательского института Авксентия Иванович Ахромейко и моей двоюродной бабушки Оли, урожденной Селицкой.
Войну Валерий начал уже вполне обученным солдатом, прошедшим хорошую школу военной подготовки на тяжелом участке фронта под Ельней 6 августа 1941 года. Участвовал в знаменитом прорыве советских войск под Ельней в составе 100-ой дивизии, 331 стрелкового полка. Прорывом советских войск тогда руководил лично маршал Жуков. Советским войскам удалось отбросить войска противника от Ельни. Как писал в своих мемуарах маршал Жуков, в боях под Ельней очень помогли наши «Катюши», но еще больше отвага наших солдат. Это была первая серьёзная наша победа над гитлеровскими войсками.
После его 100-ю дивизию отправили в резерв в г. Воронеж, куда они прибыли 13 сентября. За боевые подвиги и героизм личного состава 18-го сентября 1941 года 100-я дивизия была преобразована в 1-ю гвардейскую стрелковую дивизию. В Воронеже дивизия доукомплектовалась добровольцами-воронежцами. 21 сентября его дивизия была направлена на тяжелейший участок Юго-Западного фронта под город Ромны. С 21 сентября дивизия в составе конно-механизированной группы генерала Белова вместе с частями 2-го кавалерийского корпуса участвовала в контрударе против роменской группировки элитных войск Гудериана. Части дивизии с ходу вступили в бой с гитлеровцами на реке Сула у Пустовойтовки и Волковцов. Боевое крещение в боях под селом Липовая Долина и деревней Сакунихой принял Воронежский добровольческий полк, и там же отчаянно боролись с врагом солдаты 1-ой гвардейской дивизии. Были серьезные бои у посёлка Ольшаны. Позднее дивизия в составе 21-й армии вела оборонительные бои на лебединском и белгородском направлениях, в том числе бойцы-гвардейцы отчаянно сопротивлялись в окружении.
Советские войска героически защищаясь отступали с большими потерями на восток. 19 октября 1941 года Валера написал последнее письмо родителям. Которое пришло домой уже когда его не было в живых. Мощный прорыв немецких войск 19-20 октября буквально смял наши войска. Утром 19 октября немцы взяли город Грайворон, и к вечеру этого же дня взяли городок Борисовку. Только к 21 октября наши войска смогли остановить почти шестидесятикилометровый штурм немецких дивизий у посёлка Томаровка. Вот где-то между Грайвороном и Борисовкой, Валерий и пропал без вести.
Родители долго лелеяли надежду, что он попал в плен и что еще вернётся. Ждали и верили даже после официального ответа из военного архива в 1946 году, в котором было написано что «в октябре 1941 года пропал без вести». В списках погибших Валерий Ахромейко не значился, ни в одной из братских могил в этом районе не был обнаружен. Значит надежда оставалась.
Где-то в 50-е годы к моим бабушке и дедушке явился валерин однополчанин, который был проездом в Москве и сообщил, что их единственный сын пал смертью храбрых в боях под Борисовкой. Подробностей его гибели он не знал. Только знал, что он не вернулся из боя. Авксентий Иванович ездил на белгородчину и искал могилу сына под Грайвороном и Борисовкой, ездил в село Беленькое, в посёлки Головчино и Томаровку. Но не нашел никаких следов.
Гвардии рядовой Валерий Ахромейко до сих пор числится пропавшим без вести. Вечная ему память.