Здравствуйте, друзья мои, самоизоляционные путешественники. Сегодня поведаю Вам о загадочном пещерном городе - крепости Караимов - Чуфут Кале, что-то опишу своими словами, какой-то материал скопипастю в тырнете (не очень внимательно слушал экскурсовода, к сожалению, да и вряд ли даже самый знающий экскурсовод за пару часов постоянной ходьбы сможет вам рассказать все об этом чудесном месте)
Итак, попав в Бахчисарай нас сперва повели в знаменитый ханский дворец (ну, все слышали наверное про него и про знаменитый, воспетый Пушкиным, Бахчисарайский фонтан). Про него я рассказывать не буду, ибо меня он не впечатлил, от слова вообще, да простят меня потомки татарских царей, управлявших Крымом в те далекие времена!
Дальше автобус увез нас от дворца, вдоль всего Бахчисарая в самый его конец (или начало, но думаю все же, что конец), Оттуда наш экскурсовод, довольно нудный дядька лет шестидесяти передал нас местному экскурсоводу - женщине (она запечетлена на одной из моих фотографий)
Дальше мы поднимаемся по, сначала, асфальтовой дороге, переходящей потом в лесные тропы, и все время вверх, затем в один момент лес заканчивается и начинается ущелье Мариам-Дере. собственно с этого момента начинаются чудеса:
Успе́нский Анаста́сиевский пещерный монасты́рь — мужской монастырь Симферопольской епархии Украинской православной церкви, расположенный в урочище Мариам-Дере (Ущелье Марии) вблизи Бахчисарая. Кроме монастырского комплекса, на прилегающей территории находится кладбище воинов, павших во время Крымской войны 1853—1856 годов, захоронение героев Великой Отечественной войны (1941—1945). (Источник - Википедия)
Площадь самого монастыря занимает почти всю территорию ущелья, оканчивается у подъема с другой стороны, где в лесу находится очень старое тюркское кладбище, можно даже увидеть надгробия, но экскурсовод рассказывала, что процентов 90 надгробий разграбили на строительный материал для домов после ВОВ! Само место так и пышет тайной!
пройдя территорию монастыря почти насквозь, пройдя мимо тюркского кладбища начинаем подниматься к крепости Караимов Чуфут-Кале.
высота плато в самом высоком месте 581 метр, но если честно, пока мы шли вдоль монастыря и кладбища - то вероятно все время поднимались вверх по очень пологому уклону, и уже к самой крепости оставалось подняться метров 100 не больше! И вот тут начинается настоящая история.
Дальше буду копипастить (кому интересно, тот прочтет, кому нет - пропустит)
Чуфу́т-Кале́ (укр. Чуфут-Кале, крымско-тат. Çufut Qale) или Кырк-Ор (крымско-тат. Qırq Or) — средневековый крымскотатарский город-крепость в Крыму, родовая крепость известной крымской правительницы Джанике, расположена на горном плато в 2,5 км к востоку от Бахчисарая. Скалистые склоны достаточно круты, лишь с одной стороны к плоской вершине проложена пешеходная тропа. Наивысшая точка — 581 м.
Впервые город упоминается французским миссионером и путешественником Рубруком в 1253 году как Кырк-Ер (с тюркского языка — «сорок замков»), вплоть до 17 века в отношении города употреблялось исключительно название Кырк-Ор и другие, схожие с ним.
В 1298—1299 годах Кырк-Ор был ограблен эмиром Ногаем. В XIII—XIV веках город был центром небольшого княжества, находившегося в вассальной зависимости от правителей Крымского Юрта Золотой Орды. Начиная с XIV века в городе было разрешено селиться караимам, и с 17 века[3] они, возможно, составляли уже большую часть населения города. Способствовали этому ограничения на их проживание в других городах Крымского ханства
Кырк-Ор с 14 века становится столицей Крымского улуса и самой мощной его крепостью. Кырк-Ором управляли предки Джанике, дочери Тохтамыша, в частности им управлял её дед — Хаджи-бек, здесь же родилась мать Джанике — Тогайбек, и она сама. В Кырк-Оре Джанике спрятала своего брата Кадыр-Берды от мужа — тюркского ордынского полководца Едигея, чем обеспечила его безопасность. Спустя одиннадцать лет, в 1420 году, четырнадцатилетний Кадыр-Берды, ставший ханом Золотой Орды, собрал войско в Крыму и выступил против Едигея. В ходе битвы Едигей погиб, а через несколько дней от полученных ранений скончался и сам Кадыр-Берды, и Джанике-ханым стала старшей из рода Тохтамыша и могла претендовать на престол в Кырк-Оре, где она правила, скорее всего, в течение семнадцати лет, вплоть до своей смерти в 1437 году.В условиях междоусобиц в Орде во время правления Джанике в Кырк-Оре появилась тенденция к обособлению Крыма в силу его географического положения, развития торгово-экономических отношений, приближенности к Византии и Западной Европе, при этом междоусобные столкновения в Золотой Орде иногда доходили и до Крымских гор
Джанике во время своего правления в Кырк-Оре оказывала поддержку Хаджи Гераю в борьбе с потомками Тохтамыша Кичи-Мухаммедом и Сайид Ахмадом, которые так же, как и Хаджи Герай претендовали на полную власть в Крыму, и, вероятно, видела в нём своего наследника на крымском престоле. В источниках XVI—XVIII веков позиция, согласно которой обособление крымскотатарского государства возводилось к Тохтамышу, а Джанике была самой важной фигурой в этом процессе, полностью преобладала.
В 1437 году Джанике-ханым скончалась, что сильно ослабило положение Хаджи Герая в Крыму, который лишился поддержки и вынужденно эмигрировал в Литву.
После смерти Джанике крымские ханы воздвигли мавзолей (по-крымскотатарски — «дюрбе»), где похоронили её с титулом Великой Государыни. Мраморное надгробие в дюрбе украшено арабской надписью: «Это — гробница Великой Государыни Джанике-ханым, дочери Тохтамыш-хана, скончавшейся месяца рамазана 841 года»
В составе Крымского ханства
Спустя четыре года, в 1441, Хаджи I Герай вернулся в Крым, основав независимое Крымское ханство, а Кырк-Ор стал его первой столицей. В это время Кырк-Ор стал одним из самых богатых городов Крыма, а стены крепости были украшены драгоценными камнями, в связи с чем крымские татары прозвали её Гевхер-Кермен (крым. Gevher Kermen), то есть «крепость драгоценностей». Менгли Герай основал новый город на месте нынешнего бахчисарайского предместья Салачик, и ханская столица была перенесена туда. В крепости остались жить лишь караимы и небольшое количество крымчаков. В XVII веке топоним «Кырк-Ер» сменяется на «Чуфут-Кале» (в переводе «иудейская/еврейская крепость» с негативным, презрительным смысловым оттенком).Вскоре крепость стала местом содержания высокопоставленных военнопленных. Историк КФУ Герцен А. Г. в труде «Пещерные города» Крыма (1989, 2005, 2007) предложил следующее положение тюрьмы. Он указывает на пещерный комплекс, расположившийся в квартале Нового города, который находится всего в 50 метрах от Средней крепостной линии, у пропасти.
В ходе дозора на крымской границе был взят в плен опричник Василий Григорьевич Грязной. В плену вел переписку с Иваном Грозным. Крымские татары желали выменять Грязного на крымского полководца Дивея-мурзу, либо получить выкуп в 100 000 рублей. Несмотря на слезные просьбы Грязного об освобождении, высказанные им царю, тот был выкуплен только в 1577 году за 2 000 рублей. Николай Потоцкий в 1650 году отправился в Крымское ханство в качестве заложника за своего отца Николая Потоцкого, который был освобожден из плена после битвы под Корсунем. В 1651 году Н. Потоцкий вернулся из крымского плена в Польшу. 21 февраля 1661 года попавший в плен после битвы под Чудновым боярин воевода Василий Борисович Шереметев был заключён в крепость Чуфут-Кале. В плену В. Б. Шереметев провёл двадцать один год, за это время сменилось четыре правления: Мехмед IV Герай, Адиль Герай, Селим I Герай и Мурад Герай. В 1668 году князь Андрей Григорьевич Ромодановский, находясь под командованием отца Г. Г. Ромодановского, участвовал военных действиях русских против правобережного гетмана Петра Дорошенко и был взят в плен татарами. Помещен в Чуфут-Кале. Здесь Ромодановский содержался с боярином В. Б. Шереметевым, который относился к нему с большим сочувствием. Только в 1681 года после заключения Бахчисарайского мирного договора между Россией и Крымским ханством Шереметев и Ромодановский был освобождены за выкуп, причем через год потерявший здоровье Шереметьев умер. В крепости располагался и государственный монетный двор. В лучшие времена (в XVIII веке) Кырк-Ор насчитывал более 500 усадеб.
В составе Российской империи, угасание города
После присоединения Крыма к Российской империи в 1783 году ограничения на проживание караимов и крымчаков были отменены, и они стали покидать крепость и переселяться в другие крымские города. К середине XIX века город почти полностью опустел, к концу XIX здесь оставалась лишь семья смотрителя. До начала XXI века дошли лишь две усадьбы: Авраама Фирковича (1787—1874), жившего в крепости до конца своих дней, и Чал-Борю, где жил газзан и вероучитель Соломон Бейм (1819—1867) Существуют легенды, что во время крымского путешествия в 1787 году караимскую «колыбель» посетила Екатерина II и даже провела в ней ночь . Однако по мнению крымского историка Дмитрия Прохорова, проанализировавшего дневник французского историка и дипломата, посла Франции при дворе российской императрицы Луи-Филиппа Сегюра, сопровождавшего Екатерину II, а также записки её статс-секретаря А. В. Храповицкого, сообщения ряда авторов о посещении императрицей Чуфут-Кале являются не более, чем легендами. Подтверждением этому служит и отсутствие имени Екатерины II в списке августейших особ, побывавших на Чуфут-Кале, опубликованном в работах караимских авторов С. А. Бейма и С. М. Шапшала
А на этом сегодняшнее путешествие подошло к концу! Спасибо за внимание!
На моем канале ЕСТЬ видео ролик снятый и смонтированный мной при посещении Чуфут-Кале в августе 2018 года!