Что такое слепая точка смещения?
«Слепое пятно смещения» - это концепция, предложенная психологом Принстонского университета Эмили Пронин, которая относится к нашей неспособности осознать наши когнитивные предрассудки и склонность думать, что мы менее предвзяты, чем другие. Мы думаем, что видим вещи более объективно и рационально, поскольку они «на самом деле», в то время как другие имеют предвзятое мнение.
В общем, мы считаем, что мы лучше или правильнее других. Мы считаем, что мы выше среднего с точки зрения положительных качеств, которые мы ценим больше всего. Например, если мы высоко ценим искренность или справедливость, мы будем верить, что мы более искренни и справедливы, чем большинство людей.
Таким образом, мы убеждаем себя в нашей моральной прямоте и правдивости наших идей, полагая, что наши «уникальные» переживания и жизненные обстоятельства дали нам более широкую, богатую и мудрую перспективу, чем те, которые были разработаны людьми, с которыми мы общаемся ежедневно или мы смотрим по телевизору.
Наука доказала существование смещения слепой зоны. Исследование, проведенное в Стэнфордском университете, показало, что большинство людей (ровно 87%) считают, что они лучше, чем в среднем. 63% считают, что автопортрет, который они имеют, является объективным и надежным, поэтому они не признают наличие предвзятости, а 13% даже утверждают, что они очень скромны, когда описывают себя.
Эти психологи обнаружили, что только 24% людей, когда им сообщают о существовании слепой точки смещения, способны признать, что, возможно, их самооценка может быть опосредована некоторым когнитивным уклоном.
Почему мы считаем, что мы более рациональны и объективны, чем другие?
Идея, что мы воспринимаем реальность без искажений, возникает, по крайней мере частично, из того факта, что мы не анализируем наши когнитивные и мотивационные процессы; то есть мы не делаем проверку совести. С другой стороны, чтобы осознать свои предрассудки и ограничения, нам необходимо выполнить самоанализ и сделать вывод, что, как и все остальные, мы не застрахованы от когнитивных предубеждений.
Однако, как только возникает несоответствие между тем, что другой человек думает или воспринимает, и тем, что мы думаем или воспринимаем, мы предполагаем, что мы правы, и делаем вывод, что другие менее объективны и рациональны. Мы также избегаем появления когнитивного диссонанса, который заставил бы нас сделать глубокую внутреннюю работу, чтобы изменить некоторые из наших идей, восприятий или убеждений.
То есть мы обманываем себя, думая, что мы более рациональны и объективны.
Этот самообман также позволяет нам оценивать себя в более благоприятном свете, который подкрепляет нашу самооценку. Другими словами, мы хотим хорошо думать о себе, избегать тяжелой работы, связанной с изменением, поэтому мы обманываем себя, думая, что обмануты другие.
«Эго», которое отличает фагоциты, обречено на неподвижность
Проблема непризнания того, что мы являемся жертвами предвзятого отношения, заключается в том, что мы в конечном итоге будем жить в мире, который все более далек от реальности. Поддержка нашего видения мира только нашими убеждениями и восприятием исключает все другое, потому что мы считаем, что это не имеет никакой ценности.
Таким образом, мы в конечном итоге создадим все меньшую зону комфорта, в которой мы разрешаем доступ только к тому, что удобно или что соответствует нашему мышлению. Этот механизм исключения мешает нам расти, потому что он разрушает любой мост с другим, и это именно то, что нам нужно, чтобы расширить наши горизонты.
Как избежать или хотя бы распознать смещенную слепую зону?
Когнитивные и мотивационные предубеждения являются неизбежным продуктом того, как мы видим и понимаем мир вокруг нас. Обвинение других в беспристрастности, хотя и отрицание нашей собственной беспристрастности, приводит к недоразумениям, порождает недоверие и обостряет конфликт, так что невозможно найти общую точку для достижения соглашения.
Предполагать, что наше предубеждение трудно в мире, который защищает беспристрастность и объективность, не осознавая, что обе концепции являются иллюзорным продуктом рационализма. Мы субъективные существа, и в этом нет ничего плохого, если у нас достаточно когнитивной гибкости, чтобы обогатить наш мир субъективностью других. Встреча двух или более субъективностей - это то, что приближает нас к объективности.
Чтобы достичь этого, нам нужна доза интеллектуального смирения, чтобы понять, что никому не лучше и не хуже, мы предвзяты только в разных аспектах жизни. Принятие такого подхода позволит нам расти как люди, быть более терпимыми и, если повезет, сделать мир лучше или, по крайней мере, мир, где различия имеют место как выражение подлинности и уникальности.