«Гремя огнем, сверкая блеском стали, пойдут машины в яростный поход, когда нас в бой пошлет товарищ Сталин и первый маршал в бой нас поведет», — распевал курсант Ульяновского бронетанкового училища Леонид Салюков, ни на минуту не сомневаясь, что так и будет: «…малой кровью, могучим ударом, на чужой территории». Не случилось…
Командиру танкового взвода довелось и отступать, и прорываться из окружения. Кавалер орденов Отечественной войны и Красной Звезды, двух медалей «За боевые заслуги», медалей «За оборону Киева», «За освобождение Праги», «За взятие Берлина», «За победу над Германией» прошел всю войну, встретив Победу в Берлине.
В 1953-м он окончил академию бронетанковых и механизированных войск. А в запас генерал-майор Салюков ушел в 1978-м с должности военного комиссара Пензенской области с выслугой в 44 года.
Заменил убитого командира
Сейчас уже не осталось никого, кто мог бы рассказать о боевом пути Леонида Ивановича. Потому обратимся к наградным документам: «Будучи офицером связи штаба танковой бригады, в период боев за Ново-Стародуб непрерывно держал связь с батальонами, доставляя приказы командования в сложной тактической обстановке под огнем противника, обеспечивая четкое управление боем», — это строки из представления к медали «За боевые заслуги».
«…В период боев за станицу Мецерово в трудно сложившейся обстановке организовал группу бойцов и офицеров и неоднократно отбивал атаки танков и пехоты противника, показывая при этом образец мужества и отваги. Достоин ордена Красной Звезды». А орден Отечественной войны I степени гвардии капитан Салюков получил за то, что в одном из боев в районе Хеннервиц, «когда был убит командир, товарищ Салюков принял командование батальоном и нанес большие потери противнику. В частности, уничтожено: танков «Тигр» — 1, «Пантера» — 1, самоходных установок — 7, бронетранспортеров — 8, минометов — 9, полевых кухонь — 14 и 927 гитлеровцев».
Народная стройка
«Когда Леонид Иванович вступил в должность военкома, первым, на что он обратил внимание, стал сборный пункт, что находился на углу улиц Красной и Тамбовской. — рассказывает Николай Ковалев — сослуживец Салюкова. — Здание 1904 года постройки. Спального помещения для призывников здесь не было. Поэтому в период призыва новобранцев размещали в клубе 1-го кирпичного завода, предварительно убирая кресла и завозя металлические кровати. Жители окрестных домов постоянно жаловались в горисполком на шум и гам.
Генерал записался на прием к Льву Ермину, первому секретарю обкома КПСС, а когда пришел на встречу, там уже был предгорисполкома Александр Щербаков. Втроем они обсудили вопрос и определились с достаточно удаленным в ту пору от жилых массивов местом в районе нефтебазы.
Специалисты из Гражданпроекта предложили проект типовой школы общей площадью в 5000 квадратных метров. Но военком поставил задачу, чтобы здесь были кабинеты врачей, большая спальная комната, столовая, вспомогательные помещения. И работа закипела.
Новый сборный пункт возводили всем миром. Военных строителей дал командир части из Заречного, спальные стеллажи делали на заводе в Евлашеве. С Астраханью договаривались насчет театральных кресел в актовый зал. Хорошие полированные столы для парткабинета подарил Пензенский мебельный комбинат.
Специалисты завода ВЭМ установили в кинозале наклонные полы. На ДХО сварили металлические шкафы для личных вещей призывников. В Кузнецке заказали стулья. Управление общепита укомплектовало столовую и кухню всей необходимой посудой. Когда стройка закончилась, генерал-майор Салюков доложил об этом в округ. И там приняли решение показать народную стройку первым секретарям обкомов партии Поволжья и военным комиссарам ПРИВО. Мы с генералом были отмечены в приказе».
Отсюда виделась Победа…
Когда сборный пункт переехал на улицу Нейтральную, военком Леонид Салюков приложил немало усилий, чтобы увековечить на Тамбовской заставе память об уходивших на войну пензяках. Этому месту пензенская поэтесса Лариса Яшина, дочь погибшего в 1943 году солдата, посвятила такие строки: «Колонны шли за горизонт, где ты, земляк наш, только не был… Отсюда начинался фронт, отсюда виделась Победа».
Сначала установили памятный камень, а затем появился монумент «Проводы», в постамент которого вмонтировали металлические капсулы с землей, привезенной с мест боев воинов-пензяков в Польше, Чехословакии, Австрии и Германии.
В 1985-м — в год сорокалетия Победы — Леонид Иванович и другие фронтовики высадили здесь сорок берез.
И еще одной святыней обязана Пенза Леониду Салюкову. «У него возникла идея забрать на вечное хранение Боевое Красное Знамя 354-й стрелковой дивизии, которая формировалась на нашей земле, — продолжает Николай Ковалев. — Леонид Иванович обратился с такой просьбой в Министерство обороны. И его инициативу поддержали!»
P. S. Леонид Салюков умер в феврале 2006-го. А в позапрошлом году на областном сборном пункте установили памятную доску в его честь. Сын Леонида Ивановича Олег пошел по стопам отца и после учебы в Ульяновском бронетанковом училище служил на командных должностях. Звания майора и полковника получил досрочно. Окончил академию бронетанковых войск и академию Генерального штаба ВС РФ. Участвовал в боевых действиях.
Сегодня Олег Леонидович — главнокомандующий сухопутными войсками.
Автор: Владимир Вержбовский
Если вам понравился материал, пожалуйста, поделитесь им в социальных сетях с помощью кнопок внизу. Также не забывайте ставить лайки и оставлять комментарии. Для нас это важно ;)
Подписывайтесь на наш канал.