Стерильная жизнь в закрытом пространстве. Мы не понаслышке знаем, что это такое. Сегодняшняя самоизоляция или книжная стеклянная жизнь в романе Евгения Замятина «Мы».
Любопытный ракурс проблемы представлен в фильме Йоргоса Лантимоса "Лобстер".
-Когда я снимаю фильмы в современном антураже, то большую часть времени ломаю голову над тем, как придумать занимательную историю, чтобы она походила на реальность, но все же была условной. Меня же никогда не интересовала реальность, в кино я пришел именно за возможностью создать свой условный мир" . Йоргос Лантимос
Идея "отеля для одиноких" исходит от сценариста Филиппоу. Концепцияю он представил режиссеру, как будто копия теле-реалити-шоу "Дом-2", но действие в абстрактном будущем, где энтропия социосистемы - это уже норма.
И тогда два соавтора сложили, как конструктор, гротескную модель общества будущего, да еще оставили пару деталей для зрителя. Жанр фантастики здесь пришелся впору - с ним куда легче, без всяких мотивов, сделать всех сумасшедшими и запустить в зону действий.
-Мы снимаем, чтобы люди задавали вопросы. Это нечто вроде психотерапии. Йоргос Лантимос
Некоторые размышления о фильме
Итак, мир начал потихоньку сходить с ума. Масла в огонь подлили научные открытия в биологии. Люди стали превращаться в животных.
Но что такое одинокие люди для прогрессивного общества? Так, одинокие парусники в гавани эсминцев и крейсеров. Поэтому нельзя пренебрегать великолепными достижениями человечества. Нужно одиноких сделать счастливыми.
Схема такова. Одиноких привозят в пансионат (по примеру утилизации всех в концлагерях доктора Геббельса) – дают срок на выбор партнера любого пола (неважно) или выбор животного, в которое будешь превращен, если пару не найдешь. И надо сказать, звучит гуманно. В животное - это то ж не в репейник какой-то. Ну вы меня понимаете.
Люди безропотны, люди прилежны.
Люди заведены как в шахматах, в цейтнот. Последний выбор: остаться человеком или нет! Но если "нет", то у тебя вдруг обнаруживается пешка, способная достичь последней горизонтали и ты выбираешь, в кого ей обратиться: ферзя, слона, ладью или коня. В фильме люди предпочитают превращаться в собак (эдакие Шариковы наизнанку). А главный герой Дэвид (Колин Фаррелл) - выбирает лобстера.
Может крыша поехала после смерти жены, а может просчитанный ход. Лобстер - долгожитель, к тому же всегда в форме, всегда фертилен.
Конечно, хорошо размножаются кролики, но они не живучи, а черепахи живучи - но чересчур уж медлительны.
Вот и вся свобода, как поется в песне: "наше счастье жить такой судьбою". В остальном - тотальный контроль с абсурдными , но действенными наказаниями для нарушителей, типа подержать руку в тостере.
-Я считаю, что важно всеми доступными способами выводить актеров из зоны комфорта. Мне нравится заставлять их дурачиться и быть смешными. Я предпочитаю ситуации, когда актеры не понимают, что они делают, и начинают подключать инстинкт. Часто они теряют уверенность и чувствуют свою уязвимость, но под конец всегда раскрепощаются. Йоргос Лантимос
Чтобы избежать оппортунизма - людям регулярно (Оруэлл "1984") промывают мозги — показывают сценки, демонстрирующие преимущества жизни в паре (аналог российского ТВ).
В семье не без урода - часть отщепенцев удирает в лес, где образовалось сообщество Одиночек с другим радикализмом: у них запрет на любые романтические и сексуальные связи — такие моно-хиппи.
Изощрен и способ власти избавиться от изгоев руками самого общества - за истребление одного человека пролонгируешь еще один денек проживания в отеле. Самоочищение, так сказать, от нечисти.
Лантимос придумал свое кривое зеркало, в которое можно смотреть и находить аналогии с жизнью современного общества.
Живешь по правилам - принимай подачки. Живешь не по правилам - будь готов испытать экзекуцию . Но не прост Лантимос! Демонстрируя столкновение двух идеологий: официальной и оппозиционной, он говорит, что это есть одинаковое зло.
Итак, дружок, вперед, на поиск пары и заселение в отдельный "домик" тебе 45 дней. Иначе метаморфоз. И без имитации счастья, - иначе, тебе "кирдык", сам понимаешь.
-Мне интересно подвергать сомнению, испытывать на прочность человеческие отношения и манеру поведения. Эксперименты могут привести к неожиданным результатам. При этом я всегда считаю важным оставить достаточно места для зрительского воображения. Не люблю толковать смысл происходящего или впадать в нравоучения. Йоргос Лантимос
Теперь о том, за что я люблю Латимоса. Подобно статуе Командора в пушкинском "Каменном госте" к нам шагает Его Высочество "Абсурд". Жизнь как в вакууме. В поведении персонажей задана флуктуация. Тона холодные, в духе Мунка, атмосфера гнетущая, безысходность и стерильность, как в морге. Герои что-то говорят, но представьте себе эффект комичных фраз «на полном серьезе», - так комедия переходит в трагедию.
-Смотреть на мир с известной дистанции просто необходимо, чтобы понять его суть. Даже в великих драмах имеются смешные и нелепые стороны! Йоргос Лантимос
...Итак, общество стало таким, что человек сам по себе обществу не нужен. Индивидуальности быть не может.
Если сделать проекцию вперед - можно ввести в парах слежку друг за другом и подбор пар теми лицами, которые съели своего предыдущего партнера. Тогда в каждой паре будет по командиру - диктатура в обществе плюс диктатура в семье.
...А далее наука возьмется и за одиноких животных - если они не найдут себе пару в течение 45 дней, то их можно превратить в птиц и отправить на небо.
...А если в небе одинокие птицы не найдут себе пару в течение 45 дней, то они станут насекомыми, а потом простейшими бактериями.
Вот и все. Только чем провинились животные, что ими должны становиться люди?
-Мне не хочется публично раскрывать свои методы работы. Скажу лишь, что мне нравится наблюдать за людьми в нелепой ситуации, когда им неудобно и неловко. Йоргос Лантимос