Найти тему
Киноакула

Что хотел сказать Гайдай, когда переместил Горбункова из ямы на мойку и причём тут воины апачи

Горбунков в ловушке
Горбунков в ловушке

Семён Семёновича загнали в ловушку. Он зажат в смотровой яме. С одной стороны — Лёлик, с другой — Козодоев. Кажется, что ситуация безвыходная.

Первая серия заканчивается и начинается вторая.

Горбунков уже на мойке — теперь у него есть шанс сбежать. Как он там очутился, режиссёр нам не показывает.

Чудесное перемещение Горбункова
Чудесное перемещение Горбункова

«Бриллиантовая рука» насыщена гэгами и тут Гайдай тоже спародировал известный сценарный штамп.

Есть такой термин «Deus ex machina», что переводится как «Бог из машины». Некоторые говорят, что это «рояль в кустах». Похоже, но не одно и то же.

«Бог из машины» накаляет сюжет до предела, а потом предлагает неожиданное спасение. Оно обязательно приходит извне.

В древнегреческих театрах, когда герои попадали в ловушку, с Олимпа спускали одного из богов с помощью крана и он лихо решал все проблемы. Кран назывался «Mechane».

Считается, что впервые в кино приём использовал Джон Форд в своём фильме «Дилижанс», в 1939 году. Советским зрителям эта лента знакома под названием «Путешествие будет опасным».

Дилижанс едет по аризонским степям, обстановка беспокойная, вокруг снуют апачи.

-3

Они, естественно, нападают на дилижанс. Их много и, похоже, что пассажирам — кирдык. Ребята палят из всех ружей. Но патроны на исходе. Зритель уверен, что это конец. Вдруг, внезапно, на помощь прибывает кавалерия. Пассажиры дилижанса спасены.

Так родился ещё один термин — «Кавалерия из-за холмов» — аналог «Бога из машины».

Кавалерия будет спасать попавших в беду и в других фильмах. Этот приём применят во «Властелине колец», «Рядовом Райне» и даже в «Чапаеве».

В чистом виде «Бога из машины» использовал Джеймс Кэмерон в «Аватаре».

На’ви бьются за Пандору, но земляне намного сильнее. Бой, кажется, проигран, надежды на спасение нет. Вдруг восстаёт сама планета и посылает против врага всех зверей и птиц. За секунду баланс сил меняется, теперь уже проигрывают земляне.

Удобно, да вот только это скользкий сценарный приём.

Ещё пример — наш фильм «Отроки во вселенной». На далёкой планете возникает И. О. О., в лице Иннокентия Смоктуновского со странным конвертом в руках.

«Отроки во вселенной»
«Отроки во вселенной»

На все вопросы он отвечает: «Долг службы», как будто сценаристы поленились прописать его линию. С другой стороны, советских авторов есть за что похвалить — экипаж звездолёта «Заря» побеждает роботов без помощи И. О. О.

Если сегодня герои фильма не могут решить свои проблемы, то это значит, что сценарист ленивый.

Взрослые люди должны сами выбираться из сложных ситуаций, а не ждать, пока режиссёр усядется за подъёмный кран.

Кстати, у себя на сайте я выложил информацию о местах съёмки фильма «Любовь и Голуби», посмотрите.

А ещё прочитайте, где снимали «Спортлото 82» и как Леонид Гайдай придумал несуществующий город.