Найти тему

История о жизни простых людей сквозь столетие

Я очень давно задалась целью поделиться периодом моей жизни со своей семьёй, охватывающей два столетия: часть двадцатого века и грядущего двадцать первого, каждый из которых оставил свой след.

От истоков

Своё повествование начну с истории моей мамы, на долю которой выпало безрадостное время. Родилась она в 1910 году, к тому времени её семья была полной. Родители не были материально состоятельными, но своих четырёх дочерей окружили заботой и вниманием. Мой дед, Лаврентий Степанович, с уважением и любовью относился к своей жене, подарившей ему детей. Но благополучие, взаимопонимание родителей было разрушено несчастьем. При заготовке леса для строительства дома его жена вывозила брёвна на лошади, которой она управляла. Однажды из леса выскочили зайцы, которые испугали лошадь. Животное заметалось, бабушка, в то время ей было тридцать лет, не удержалась и упала с повозки, несколько брёвен проехали по ней.

Об этом периоде моя мама вспоминала со слезами, начались мучения сестёр. Мать дочерей понимала, что её жизнь может оборваться со дня на день. Она лежала на русской печи, превозмогая боль, мама для них сшила рубашки из тонкого холста, который в своё время заготовила своими руками: растила лён, убирала, чесала, пряла, ткала, отбеливала весной на снегу! Эти рубашки её дочери: Аграфена, Евдокия, Екатерина, Анастасия пронесли в памяти через всю жизнь.

Отец детей, которого дочери звали тятей, долго не мог оставаться вдовцом, так как забот было целый рот: скотина во дворе, дети, которых надо обстирать, накормить, дом построить, на работу сходить – это был период становления советской власти. Долго Лаврентию Степановичу искать себе жену, помощницу, мать своим детям не пришлось. По соседству жила молодая женщина, возраст которой был равен тридцати годам, тот возраст, который раньше давал возможность называть женщину старой девой. Новая хозяйка в доме сразу поставила условия: старших дочерей двенадцати и девяти лет она отделила, они должны содержать сами себя: прясть, ткать, шить себе одежду, стирать, помогать по хозяйству, следить за младшими, которым в то время было семь и три года. Мачеха старалась при тяте к девочкам относиться хорошо, но она поставила старшим условие: есть только то, что стоит отдельно, отцу ничего не рассказывать. Моя мама вспоминала историю, которая меня сказать, что удивила – ничего не сказать. Однажды она по ошибке съела шанежку, так называли картофельную ватрушку, не с того противня. Мачеха взяла лучину и пробила ей голову, но, испугавшись, слёзно просила свою падчерицу не говорить отцу. Свой шрам моя мама пронесла через всю жизнь.

Конечно, ни о какой любви, заботе девочки не могли мечтать, не могли они мечтать и о школе, чтобы научиться читать и писать.

Жизнь моей мамы, Евдокии Лаврентьевны, оказалась испытанием судьбой. В двадцать один год мама выходит замуж за односельчанина Ефима Филатовича. Казалось бы, наконец-то: вот оно моё счастье. Замуж по любви, разве это не праздник! Но увы! Свекровь не одобрила выбор сына. Сын вынужден был съехать из родительского гнезда, несмотря на то, что с родителями мужа были отдельные дома, но под одной крышей. Молодая пара женились по любви. Они приняли решение съехать из родительского дома в соседнюю деревню. Молодые живут в любви и согласии, воспитывают двух дочек. Но судьба вновь даёт испытание: муж тяжело заболел, у него высокая температура сопровождалась сильным кашлем. Муж мамы принимает решение: вернуться в родительский дом. Мама сомневается, но выбора нет. Ефим Филатович аргументирует свой выбор: «Евдокия, я умру. Ты на руках с дочками останешься на улице без угла. Тебя без меня не пустят в дом».

-2

Решение было принято обоюдно. Он умирает, а мама с двумя дочками трёх лет и девяти месяцев остаётся одна. Помочь не кому, у её отца своя семья, мачеха против. Мама работает конюхом с утра до позднего вечера. Старшая дочка Люба сама может покушать, а вот Лидочка практически выживала. Не- смотря на то, что дома моей мамы и её свекрови были под одной крышей. Сердце мамы разрывалось от боли. Лида прожила после ухода из жизни отца полгода и умерла.

Люба росла подвижным ребёнком, помогала маме справляться на конюшне: загоняла с выгона лошадей, чесала их, в летнее время выбирала из грив репей. Если начальная школа была в соседней деревне, то семилетка за шесть километров. Каждый день нужно было пройти туда и обратно двенадцать километров. Ученица была подвижным ребёнком. Успевала во время уроков и учиться, и следить за мышами, которые выбегали из-за шкафов. Ей пришла мысль: самой забраться за шкаф и наблюдать за пришельцами. Но этот опыт оказался чреватым. В это время педагог вызывает ученицу к доске, но та застряла и не может выйти. Ребята в классе смеются, смеялась с ними и учительница. После школы ученица приходила уставшая, забиралась на печку и спала. Вставала с приходом мамы с работы. Сестра мне сама рассказывала разные истории её возвращения из школы. Весна. Кругом на дорожках лужи. Ей однажды пришла мысль о людях, которые слепые. Задумалась, решила испытать: заклеила глаза серой, собранной с елей. Ничего не видит, идёт, падает. Решила убрать серу, но не тут-то было! Вместе с серой сняла все реснички! Испытала страшную боль, но ничего не сказала маме.

Продолжение в следующей главе...