Найти тему
ФИЛОСОФИЯ

Филосов Древнего мира - Будда

Памятник "Просветлённый Гаутама Будда" Будда (Просветленный)
Памятник "Просветлённый Гаутама Будда" Будда (Просветленный)

Будда (Просветленный), основатель буддизма

При рождении ему было дано имя Сиддхаттха Готами или Сиддхартха Гаутама, что означает потомок Готамы, или успешный в достижении целей. Позже он взял имя Будда, что буквально означает «пробудившийся», а еще позже – Полностю совершенный Будда. Также его называют Татхагата (пришедший/ушедший), Бхагаван (блаженный), Сугата (идущий во благе), Джина (победитель), Локаджьештха (почитаемый миром). Сиддхартха Гаутама – ключевая фигура буддизма. Истории, касающиеся его жизни, его изречения и беседы с последователями, а также монастырские заветы были собраны его учениками уже после его смерти и стали основой буддийского канона «Типитаки». Также Будда – центральный персонаж во многих дхармических религиях, в частности боне и индуизме. В Средних веках в поздних индийских Пуранах (например, в Бхагавате-пуране) его включили в число аватар Вишну вместо Баларамы. Днем рождения Будды Шакьямуни считают 5 апреля, которое является национальным праздником во многих странах – Республике Калмыкия, Японии, Таиланде, Мьянме, Шри-Ланке и пр.

Философия Будды
Будда – духовный просветитель Индии, являющийся основателем буддизма. Исторически его рассматривают в качестве реально существующего философа и всезнающего активного божества. Так в Буддизме Тхеравады (Хинаяне) Будда выступал в качестве простого человека, подвергшегося глубокой духовной трансформации. Напротив, в Махаяне Будду рассматривают в качестве космического существа, которое периодически может проявлять себя в человеческом виде. Имя Будда происходит от санскритских корней, что означает «пробуждаться». Слово «Будда» - эпитет всех тех, кто смог достичь просветления (бодхи) – основной цели буддийской религиозной жизни. После того, как Будда пережил просветление (бодхи), он заявил, что смог достичь полного Пробуждения, осознал причину страданий и открыл путь его устранения. Его первая проповедь называется «Первый поворот колеса Дхармы», в которой содержались основные положения буддизма – четыре Благородные истины и Восьмеричный Путь. Четыре Благородные истины: Страдание – это неотъемлемая часть существования. Причина страданий – страстное желание испытывать чувственные удовольствия. Привязанности и страсти можно преодолеть посредством успокоения, прекращения, отказа, отъединения, освобождения с отдалением от самого страстного желания. Следование Благородному Восьмеричному пути приводит к преодолению привязанностей и страстей, а значит и страданий. Благородный Восьмеричный путь включает правильное понимание и мысли, правильную речь и действия, правильный образ жизни, усилие, внимательность и даже правильное сосредоточение. К основным понятиям учения Тхервады относят: Аничча – любая вещь – непостоянна; Дуккха – любое существа страдает в любой ситуации из-за неясности ума; Анатта – ощущение постоянного «я», являющееся иллюзией; Камма (карма) – это намеренное действие, являющееся законом причинно-следственных связей, в соответствии с которыми добродетельными действиями создается будущая радость, а безнравственными действиями – страдания; Нирвана – это состояние высшего освобождения, совершенное состояние ума, свободного от страстей, гнева и прочих страдательных состояний. Конечная цель буддийской практики – достичь нирваны, выхода из Сансары и избавиться от страданий.
Сансара – это колесо жизни, своеобразный круг перерождений, который рассматривается как пространство для страданий.
Цель буддизма тхеравады – достичь состояния Архата, человека, свободного от страданий. Будда учил избавляться от привязанностей и говорил, что мудрец на все должен смотреть объективно, независимо и иметь свежий взгляд. В соответствии с учением тхеравады, человек сам несет ответственность на свое спасение и не зависим при этом от воли высших сил, то есть богов. Основой Махаяны («Большой колесницы») является сострадание к ближнему и стремление самосовершенствоваться. Махаяна более этическая, социальная и мистическая по своему характеру. В этом случае Будда является высшим принципом единства всего живого, он повсюду, всегда и во всем, включая и каждое из бесчисленных живых существ. Моральный образец в Махаяне – это жизнь Будды, который после своего просветления отправился, чтобы совершать добрые дела. Человек решивший найти путь освобождения от страданий и продемонстрировать этот путь окружающим людям, называется бодхисаттава. Человек, нашедший такой путь, прошедший его до конца, и поделившийся опытом со всеми желающими в мире – Будда. Этические принципы Махаяны состоят из следующих понятий: сострадание (Каруна); любовь (Майтри); ненанесение вреда (Ахимс) для живых существ, а также подчеркивание принятия обязательств содействия развитию дружбы и согласия. Учение Будды гуманистичное и наполненное оптимизмом. Будда считал, что любой человек, вне зависимости от своего социального положения и прошлых жизней может собственными силами получить над собой власть, а также управлять собственной судьбой, идеями и страстями. Блаженство пробужденного состояния называют нирваной, в соответствии со взглядами буддизма доступна для любого живого существа. С позиций буддийской доктрины, буддой может считаться любой, кто открыл дхарму и достиг просветления через накопление большого количества положительной кармы, посредством правильных мыслей, слов и поступков. На протяжении своей жизни Будда не вел никаких записей, то есть его труды написаны не им самим. Его мысли и высказывания собрали его последователи и ученики в книгу под названием сутры. Они собраны в единое произведение Трипитака, а также во влиятельные тексты Махаяны, как сутра Праджнапарамита, Аватамасака Сутра, Сутра сердца, лотоса, Алмазная Сутра.