В советское время было много праздников – День Рыбака, День Радио, День Шахтера, День Печати.
Последний – аккурат между Первомаем и Днем Победы. Если приходился на выходные – и вообще замечательно. Был повод.
«Правду» выписывали коммунисты, библиотеки и все советские учреждения. Газета была «сурьезной», и читать её не всякий мог. А приходилось – коммунистам и библиотекарям.
Впрочем, другие газеты тоже были не сахар, скорее – нафталин. Редко мелькнёт живая мысь, всё больше чучелки, пересыпанные этим самым нафталином от моли ревизионизма и ренегатства. Живыми считались «Советский Спорт» и, отчасти, «Комсомолка», но лицо печати определяли не они.
Первую свою газету Ленин открыл за двенадцать лет до «Правды». Собственно, не свою, в редакции их было семеро, и главным считался Плеханов, но Ленин, будучи мотором, поставил дело так, что без него вопросы не решались.
Коммерческий успех «Искры» неясен. Часть тиража перехватывала охранка, но вот какую часть, до сих пор не ясно. Деньги шли больше от добровольных жертвователей, Горький так давал тысячи. А читали её в России, нет – неясно. Газету ведь не раздавали – продавали, цена номера не была фиксированной, но Ленин обозначил верхний предел, сорок копеек. Для рабочего класса дорого – сорок копеек стоила бутылка (0,61 л) водки-красноголовки. И была она скучной. Никакого сравнения с «Новым Временем» Суворина, где работали бойкие перья, были фотографии, карикатурки, стихи, проза, объявления и шахматный раздел.
Ленин очень завидовал «Новому времени» и при всяком удобном случае ругал и газету, и её тупоголовых подписчиков, но рабочий класс всё равно «Новое время» охотно покупал и даже выписывал, а «Искру» приходилось распространять с револьвером в руке.
Потом Ленин из «Искры» ушел (история неприятная, Ильич перехитрил самого себя), и настал черед газеты «Вперед».
А пятого мая 1912 года вышел первый номер «Правды». Правда, Троцкий, издававший газету с таким названием уже четыре года, страшно возмутился, но у Троцкого была своя правда, а у большевиков – своя. И правда Троцкого тут же лопнула.
Газету многажды закрывалась, но каждый раз она оживала, уже с новым названием – «Рабочая Правда» «Пролетарская Правда», «Северная Правда» и прочая, и прочая. Правдисты говорили, что причиной тому гонения цензуры, Троцкий же утверждал, что таким образом Ленин убегал от кредиторов, мол, денег типографии должна «Наша правда», а она закрылась, мы к той газете отношений не имеем, у нас «Своя правда».
При всем том газета оставалась скучной донельзя, и есть апокриф, будто Радек сказал: «Правду» будут покупать лишь тогда, когда все остальные газеты закроют.
Как в воду глядел. После Октябрьского переворота первым делом закрыли «Новое Время», а потом и все остальные издания.
Осталась одна «Правда».