Фрейя (древнескандинавская Фрейя, «Леди») - одна из выдающихся богинь в скандинавской мифологии. Она является членом племени божеств ваниров, но после войны эзиров и ваниров стала почетным членом богов асов. Ее отец Ньорд. Ее мать неизвестна, но может быть Нертус. Фрейр ее брат. Ее муж по имени Одр в позднескандинавской литературе, безусловно, является не кем иным, как Одином, и, соответственно, Фрейя в конечном счете идентична с женой Одина Фриггом (обсуждение этого вопроса см. Ниже). Фрейя славится любовью, плодородием, красотой и прекрасными материальными ценностями - и из-за этих пристрастий она считается чем-то вроде «тусовщицы» озиров. Например, в одном из стихотворений Эддика Локи обвиняет Фрейю (вероятно, точно) в том, что она переспала со всеми богами и эльфами, включая ее брата.
Она, безусловно, страстный искатель удовольствий и острых ощущений, но она намного больше, чем это. Фрейя является архетипом вёльвы, профессионального или полупрофессионального практикующего сейдра, наиболее организованной формы норвежской магии. Именно она впервые принесла это искусство богам и, соответственно, людям. Учитывая ее опыт в контроле и управлении желаниями, здоровьем и процветанием других, она - существо, знания и сила которого почти не имеют себе равных. Фрейя возглавляет царство загробной жизни Фолькванг. Согласно одной древнескандинавской поэме, она выбирает для проживания половину убитых в битве воинов. (См. Смерть и загробная жизнь.)
Фрейя Вёльва Сеидр - это форма дохристианского норвежского волшебства и шаманизма, которая включала в себя распознавание хода судьбы и работу в его структуре, чтобы добиться перемен, часто путем символического сотворения новых событий. Эта сила потенциально может быть использована для любого возможного использования, и примеры, охватывающие практически весь спектр условий жизни человека, можно найти в древнескандинавской литературе. В эпоху викингов вёльва была странствующей страстью и колдуньей, которая путешествовала из города в город, совершая заказные действия сейдра в обмен на жилье, еду и часто другие формы компенсации. Как и у других северных евразийских шаманов, ее социальный статус был весьма неоднозначным - она, в свою очередь, превозносилась, боялась, жаждала, умиротворялась, прославлялась и презиралась.
Фрея, занимающая эту роль среди богов, прямо указывается в саге Инглинга, а косвенные намеки пропускаются в других местах в Эддах и сагах. Например, в одном рассказе нам сообщили, что у Фрейи есть перья сокола, которые позволяют их носителю изменять свою форму в форму сокола. [6] Во время так называемого Völkerwanderung или «Миграционного периода» - примерно 400-800 г. н.э., и, таким образом, периода, который непосредственно предшествовал веку викингов - фигура, которая впоследствии стала вельвой, играла гораздо более институционально необходимую и общепризнанную роль среди германцев. племена.
Одним из основных общественных институтов того времени был отряд, тесно организованное военное общество, возглавляемое вождем и его женой. Жена лидера отряда, согласно римскому историку Тациту, носила титул Веледы, и ее роль в отряде состояла в том, чтобы предсказать исход предлагаемого плана действий путем гадания и влиять на этот результат посредством более активная магия, а также подавать специальный стаканчик с ликером, который был мощным символом как временной, так и духовной силы в периодических ритуальных бандах отряда.
Один литературный портрет такой женщины приходит к нам из средневековой древнеанглийской эпической поэмы Беовульф, в которой рассказывается о деяниях короля Гродгара и его отряда на земле, которую мы сегодня знаем как Дания. Имя королевы Гродгара, Wealhþeow, почти наверняка является древнеанглийским эквивалентом протогерманского названия, которое Тацит латинизировал как «veleda». «домашние» действия Wealhþeow в поэме - которые, как правильно понимаются, являются актами Описанный выше ликерный ритуал - необходим для поддержания единства отряда и его силовых структур. Стихотворение, несмотря на свою христианскую внешность, «намекает на оракульные способности королевы ... Ассоциация Хротгара и Уэльского, представленная в стихотворении, является отголоском более ранней, более сильной и энергичной политико-богословской концепции.
Эта «политико-богословская концепция» была основана на мифологической модели, предложенной божественной парой Фрией и Воданазом, божествами, которые впоследствии эволюционировали в Фрейю / Фригга и Одина, соответственно. Воданаз - вождь отряда, а Фриджа - его веледа. В дополнение к структурным конгруэнтностям, обрисованным в общих чертах выше, Wealhþeow и Freya даже владеют ювелирными украшениями с одинаковыми именами: Old English Brosinga mene и Old Norse Brísingamen (оба обозначают что-то вроде «огненного / светящегося ожерелья»). То, что обе фигуры относятся к одному и тому же древнему архетипу, будь то на человеческом или божественном плане, несомненно.