Найти тему
Философия

Бруно храбрый

Фото

Для любого, кто осмелится высказать опасные идеи и рискнуть - Джордано Бруно остается героем!

Если вы отправитесь в Кампо деи Фиори в Риме 17 февраля, то вы окажетесь в окружении пестрой толпы атеистов, пантеистов, анархистов, масонов, мистиков, христианских реформаторов и членов Итальянской ассоциации свободных мыслителей, которые общаются с официальной делегацией из мэрии.

Каждый год эти люди собираются, чтобы возложить венки у подножия статуи 19-го века, которая светится над площадью из-под капюшона; цветы, свечи, стихи и дани накапливаются на постаменте с надписью: «Бруно, от поколения, которое он предвидел, здесь, где горел костер». За четыре столетия, прошедшие после того, как он был казнен за ересь римской инквизицией, этот миниатюрный иконоборец был присвоен как символ всевозможным причинам, отражая сложности и противоречия, присущие его идеям, его произведениям и его характеру.

Джордано Бруно родился в Ноле, у подножия горы Везувий, в 1548 году, сын солдата, который в возрасте 17 лет присоединился к престижному доминиканскому монастырю Сан-Доменико Маджоре в соседнем Неаполе.

В 1576 году он был вынужден бежать из монастыря под покровом темноты, чтобы избежать допроса местным инквизитором после того, как его обнаружили, читающего в тайном Эразма (он бросил книгу в яму, чтобы скрыть улики, но кто-то был достаточно решителен, чтобы выловить ее).

Так началась странствующая жизнь, в которой Бруно продвигался на север через Италию во Францию, превращаясь по пути от монаха к преподавателю университета, личному наставнику короля Франции Генриха III.

Этот замечательный рост иллюстрирует смелость и харизму Бруно, но, хотя он начал двигаться в влиятельных кругах, приобретая репутацию своей потрясающей памяти и системы искусственной памяти, которую он разработал, его положение всегда оставалось ненадежным; он приобретал врагов с такой же живостью, как и своих поклонников, и его бросили в тюрьму в нескольких городах за оскорбления в его публичных лекциях. Он опубликовал книги, которые еще больше укрепили его известность как опасного мыслителя.

Бруно переехал из Парижа в Лондон, затем обратно в Париж, затем в Виттенбург, Прагу, Цюрих, Франкфурт, Падую и Венецию, очаровывая свой путь на службу послам, эрцгерцогам, королям и императорам, всегда ища сочувствующего покровителя, который позволил бы ему развивать свою философию, не опасаясь репрессий со стороны властей, но в итоге его удача закончилась. В Венеции он был предан и арестован инквизицией. После восьми лет тюремного заключения и двух длительных судебных процессов он был отведен в Кампо-деи-Фиори утром 17 февраля 1600 года, где он был сожжен заживо, как сообщается, в последние минуты его лицо было обращено к распятию.

Немецко-католический новообращенный Гаспар Шоппе, который был свидетелем окончательного судебного процесса над Бруно и его казни, впоследствии написал отчет своему другу, в котором сообщил, что после вынесения смертного приговора: «Он не сделал никакого другого ответа, кроме как угрожающим тоном, [ сказать]: «Вы можете лишь бояться выдвинуть против меня другую мысль, чем принять мою».

Продолжительность тюремного заключения и судебного разбирательства по делу Бруно свидетельствует о беспокойстве со стороны Священной канцелярии, признавая, что дело против него было далеко не ясным. Неповиновение и честность Бруно в отказе отречься от этого привели к мученической смерти, что он мог даже почувствовать в то время, судя по его ответу. Но характер этого мученичества - если таковой был - трудно определить.

В своей книге «Джордано Бруно и герметическая традиция» (1964) дама Фрэнсис Йейтс, одна из выдающихся англоязычных ученых Бруно 20-го века, написала:

«Бруно в основном прославляется историями мысли и науки не только за то, что он принял теорию Коперника, но и за его удивительный скачок воображения, с помощью которого он связал идею бесконечности Вселенной со своим коперниканством, расширением теории, которой не учил сам Коперник».

Часто предполагается, что его приговор за ересь был главным образом из-за его отказа отречься от своей веры в бесконечность Вселенной, возможности множественных обитаемых миров и коперниканской гелиоцентрической модели космоса. На самом деле, у Церкви не было официальной позиции по системе Коперника в 1600 году, когда окончательный суд Бруно был завершен; Лишь спустя 16 лет Инквизиция постановила, что она «формально еретическая», после того как Галилею на эту тему были доведены до их сведения. Галилео получил приказ отказаться от своих гелиоцентрических теорий и воздерживаться от преподавания, обсуждения или написания о них кардинала Роберта Беллармина, иезуитского инквизитора, который также допрашивал Бруно и приговаривал его;

Мы не знаем точно, на каком основании Бруно был приговорен к смерти. В сохранившемся указе его приговора упоминается восемь отдельных обвинений в ереси, от которых он отказался отречься, но подробные записи его римских судебных процессов были утеряны, когда Наполеон Бонапарт разграбил архив Ватикана и перенес часть его в Париж, поэтому следует сделать выводы из тех бумаг, которые остались. Из них видно, что его космология была лишь небольшой частью его каталога преступлений против католической церкви.

Продолжение в следующей статье...